Большая перемена

До начала нового учебного года остаются считанные дни. Готовы ли школы принять учеников?..

До начала нового учебного года остаются считанные дни. Готовы ли школы принять учеников? По каким учебникам будут заниматься школьники? Как в целом повысить качество образования в школе? Вопросов к начальнику управления общего среднего образования Министерства образования Юрию Игоревичу ГЛАДКОВУ, который принял участие в интернет–конференции на нашем сайте www.sb.by, было немало.


Учебников хватит всем


Валентина, Туров: Две мои дочки учатся в Туровской средней школе. Каждый год им не хватает учебников. Дают по одному на двоих. И такая проблема не только у нас. Другие дети вообще бегают к соседям, чтобы сделать уроки. Это же не дело...


Ю.Г.: Два предыдущих учебных года являлись переходными к 11–летней системе общего среднего образования. В это время действительно была проблема с обеспечением всех учащихся учебниками. В предстоящем 2010/2011 учебном году эта проблема будет снята.


— В школе нам сказали, чтобы мы покупали детям дневники, отпечатанные только гомельской типографией. Правильно ли это?


Ю.Г.: Министерством образования разработан и утвержден дневник белорусского школьника. По согласованию с Мининформом определен перечень учреждений, которые выпускают дневники. Сеть этих типографий охватывает всю страну. И вы можете купить дневник утвержденного образца в любом магазине, где они есть в продаже.


Лиля: В прошлом году ребенок потерял учебник. Не знали, что делать. Купить нельзя, таких учебников уже не производят. В школьной библиотеке тоже книги нет — все раздали. К счастью, нашла сайт, на котором этот учебник был выложен в электронном виде. Но обратила внимание, что пока учебников, которые есть в электронном виде, очень мало.


Ю.Г.: Электронные версии учебников выложены на сайте Национального института образования www.adu.by.


— Детям тяжело носить с собой в портфеле ежедневно по 5 — 6 книг. Особенно в начальной школе. Слышала, что в России уже принято решение всех школьников обеспечить электронными книгами. Планируется ли подобное у нас?


Ю.Г.: Принятое в России решение об обеспечении всех школьников электронными книгами вызывает интерес и будет рассмотрено в Министерстве образования.


Иностранный как родной


Татьяна: Будет ли введен дополнительный третий час английского языка в школах?


Ю.Г.: Да, дополнительный час на изучение иностранного языка будет введен во всех типах общеобразовательных учреждений в 2010/2011 учебном году. Соответствующее постановление Минобразования согласовано с Минфином и Минздравом. Это планируется сделать за счет уменьшения на один учебный час числа факультативных занятий.


Искандер: Уважаемый Юрий Игоревич, действительно ли вы считаете, что дополнительный академический час даст достаточные условия для полноценного изучения иностранного языка?


Ю.Г.: Дополнительный час создает условия для практически ежедневного изучения иностранного языка. Считайте сами, три недельных часа в школе (большее количество в гимназиях и лицеях) плюс домашняя подготовка к урокам.


В настоящее время готовятся методические рекомендации по изучению иностранного языка с учетом увеличения количества часов.


— А будут ли введены новые учебники?


Ю.Г.: Используемые в настоящее время в школе учебники имеют свой срок использования. А в тех учебниках, которые еще готовятся, авторы, безусловно, учтут увеличение количества часов для изучения иностранных языков.


Андрей: Какую цель ставит Министерство образования, вводя дополнительный час иностранного языка?


Ю.Г.: Повышение уровня коммуникативных, а попросту говоря, разговорных навыков владения иностранным языком. Через два года мы планируем ввести обязательный выпускной экзамен по иностранному языку за среднюю школу. Сдавать его учащиеся будут в устной форме. Поэтому сейчас учителя больше внимания станут уделять изучению лексики, а не грамматики.


При аттестации не учитывать


Юлия: Я перешла в 9–й класс. В этом году меня ожидает экзамен по белорусскому языку (диктант). И с этого года вводятся новые нормы правописания в белорусском языке. Как это отразится на подсчете ошибок в работах, выставлении оценок?


Ю.Г.: Действительно, с 1 сентября этого года вводятся новые нормы правописания в белорусском языке. Предусмотрен переходный период (3 года), учитывающий обязательность экзамена по белорусскому языку на уровне общего базового образования и ЦТ. Разработаны учебно–методические комплексы для проведения факультативных занятий по этому предмету, которые помогут учащимся усвоить изменения, произошедшие в белорусской орфографии, и приобрести практические навыки правильного письма.


В течение трех лет при проверке обучающих, контрольных или экзаменационных работ ошибки в написании слов, соответствующие нормам орфографии 1959 года, учитель должен исправлять, но при выставлении оценки не учитывать.


В переходный период при проведении ЦТ по белорусскому языку из тестовых заданий будут исключены те позиции, которые касаются изменений в правописании.


Профессии всякие нужны


Анатолий: Будет ли у нас реанимировано УПК? Знаю, что директор ПВТ Валерий Цепкало уже создает классы, в которых дети получают навыки обслуживания компьютеров и компьютерных систем. В некоторых школах дети получают водительские права. Но это единичные случаи.


Ю.Г.: Профобучение учащихся существует и сегодня. В основном такая подготовка ведется в УПК — 80,4 процента учащихся. 12,3 процента учеников проходят профобучение на базе школ, 4 процента — в сельхозорганизациях и на предприятиях, 3,1 процента — в ПТУ.


Профподготовка проводится с учетом потребностей в кадрах в различных отраслях экономики и условий, созданных в конкретном учебно–производственном комбинате. В прошлом году, например, по допрофессиональной и профессиональной подготовке более 37 тысяч учащихся, а это треть от общего числа школьников 10 — 11–х классов, обучались более чем по 50 различным специальностям.


Понятно, что в отдельных УПК не может быть представлен весь спектр специальностей. К слову, наиболее востребованными на сегодня являются профессии в сфере сельского хозяйства, торговли, общепита, ЖКХ, промышленности.


Глубина погружения


Педагог: ЦТ показывает невысокую подготовку абитуриентов. В вузы идут дети с низкими знаниями. В то же время количество часов, отводимых на изучение отдельных предметов в лицеях и обычных школах, различно. Поэтому многие учащиеся лицеев и гимназий получают больше знаний. Будет ли изменен подход к обеспечению равных возможностей учащимся в получении образования? Я имею в виду равное количество часов на отводимые предметы.


Ю.Г.: Всем учащимся предоставляются равные стартовые права получения образования. В типовом учебном плане реализовано оптимальное соотношение между предметами естественно–математического и гуманитарного цикла. Воплощение идеи равного количества часов на отводимые предметы нереально.


Лариса: Почему учебники в обычных школах, гимназиях и лицеях одинаковы, а количество часов, отводимых на их изучение, разное?


Ю.Г.: Количество часов, отводимое на изучение отдельных предметов в обычных школах, гимназиях и лицеях, зависит от глубины погружения в учебную программу.


— Почему выпускники лицеев и гимназий сдают вступительные экзамены с теми же требованиями, как и ученики обычных школ, хотя количество часов на обучение у них было разное?


Ю.Г.: Потому что у них одинаковый документ об общем среднем образовании — аттестат.


Константин: В учителя идут люди, набравшие на ЦТ чуть выше 100 баллов. Такие низкие баллы при поступлении означают трудности в обучении и низкий уровень подготовки будущих педагогов. В результате — замкнутый круг. Слабые учителя будут готовить слабых учеников, что может стать причиной падения уровня образования в стране в целом.


Ю.Г.: Абитуриент, ставший студентом педвуза, прежде чем получить диплом педагога, проходит достаточно объемную и качественную подготовку в вузе, которая предусматривает в том числе и педагогическую практику. Если по результатам обучения он окажется не готовым к учительской профессии, то он не получит диплом о высшем образовании.


Анастасия: Я ученица сельской школы, перешла в 10–й класс. Пыталась поступить в областной лицей, но, увы, набрали детей из города, в большинстве — из гимназии. Конечно, у них хорошие преподаватели. А у нас в школе обучение идет на низком уровне, есть учителя, которые ведут уроки по предметам, даже не являющимся родственными (например, биология и физика, история и география). При этом у нас еще белорусская школа и иностранный язык — французский. Собиралась идти в районную гимназию, но там только английский и немецкий языки...


Ю.Г.: Зачисление детей в лицеи осуществляется не в зависимости от места проживания абитуриента (город, село), а на основании конкурсных испытаний.


Евгения: Насколько школы обеспечены учителями информатики?


Ю.Г.: Все общеобразовательные учреждения страны укомплектованы педагогическими кадрами по всем учебным предметам. В том числе в них работают 2.872 педагога, которые преподают информатику, имея соответствующее образование. Также в этом году для работы в школах, гимназиях, лицеях направлен 5.241 молодой специалист — выпускники высших и средних специальных учебных заведений.


Ученица: Через три года планирую поступать в БГУ на юрфак. В прошлом учебном году на областной олимпиаде по истории получила диплом третьей степени. Зачтется ли этот диплом при поступлении, если второй профильный предмет история Беларуси?


Ю.Г.: Льготы победителям третьего и заключительного этапов республиканской олимпиады по учебным предметам при поступлении в вузы учитываются при проведении этих олимпиад в год поступления.


Андрей: Будут ли в ближайшее время создаваться профильные классы?


Ю.Г.: Профильность обучения в школе реализуется через факультативные занятия.


— Вернется ли ОМХК (отечественная и мировая художественная культура)?


Ю.Г.: Вопросы ОМХК введены в содержание предметов гуманитарного цикла, а также могут изучаться на факультативных занятиях соответствующего направления.


Дебет и кредит


Анатолий Сафонов: Нас, учителей, в особой степени интересует вопрос повышения заработной платы. Наша зарплата зависит от двух составляющих: количества часов и ставки. Да, ставку нам обещают поднять в ноябре, а количество часов в школах однозначно сократится (падение рождаемости). Поэтому повышение заработной платы смогут ощутить только те, кто будет иметь достаточную для этого нагрузку.


Ю.Г.: Предложения по повышению заработной платы в настоящее время находятся на рассмотрении в Совете Министров. Говорить конкретно о механизме повышения зарплаты учителей можно будет после того, как нормативные правовые документы по этому вопросу будут утверждены в установленном порядке.


— Будет ли из положения о заработной плате учителям удалена поправка, в которой говорится, что дополнительные занятия проводятся только с тремя и более учащимися? А если один ребенок обратился?


Ю.Г.: Когда мы говорим, что дополнительные занятия проводятся с тремя и более учащимися, то имеется в виду, что эти учащиеся будут из параллели классов. Это требование учебного плана, согласованного с Минфином. Но местные органы власти могут выделить дополнительные средства для проведения занятий и с одним учащимся.


Читатель: Будут ли учителя–предметники, подготовившие призеров областных и республиканских олимпиад, приравнены по зарплате к учителям лицеев и гимназий?


Ю.Г.: Учителя–предметники, подготовившие призеров областных, республиканских олимпиад, могут быть поощрены решениями местных органов исполнительной и распорядительной власти. Самые лучшие учителя поощряются по решению совета специального фонда Президента.


От имени директоров школ: До каких пор директора школ будут стоять перед районным управлением образования с протянутой рукой и спрашивать разрешения на покупку пачки бумаги или заправку оргтехники? Когда в школах появится свой бухгалтер и бюджет? Коммерческие фирмы численностью 5 — 10 человек имеют своего экономиста и бухгалтера, а школы численностью только работников до 200 человек не могут самостоятельно решить свои финансовые проблемы при наличии денег на счете (а чаще даже и не знают о том, сколько там денег).


Ю.Г.: Свои экономисты и бухгалтера, а также собственный бюджет могут быть в школах, имеющих статус юрлица.


Анатолий Сафонов: Будут ли школам выделены деньги на обслуживание компьютеров и оргтехники? Будут ли эти деньги заложены в школьную смету? До каких пор учителя и администрация школы будут скидываться на заправку оргтехники и ремонт компьютеров?


Ю.Г.: Материальные средства на обслуживание компьютеров и оргтехники, а также на другие вопросы, связанные с компьютерными технологиями, предусмотрены в государственной программе развития общего среднего образования за счет средств местных бюджетов.


Форма и содержание


Ольга: Школьная форма не первый год остается больным вопросом. Видите ли вы будущее за введением делового стиля для школьников? Имеет ли право учитель не пустить ребенка в школу (на урок) в случае, если он пришел в джинсах?


Ю.Г.: Полагаю, что введение делового стиля одежды для школьников себя оправдало. Деловой стиль одежды предполагает разнообразие форм и видов одежды. В какой–то степени уравнивает учащихся, родители которых имеют различный и даже очень уровень материальной обеспеченности.


Если ребенок пришел в школу в джинсах или другой одежде, по мнению учителя, не соответствующей деловому стилю, то отправить его домой он не имеет права.


Simona: Моя дочь не хочет питаться в школе. Можем ли мы отказаться?


Ю.Г.: Родители имеют право отказаться от горячего питания учащегося в общеобразовательном учреждении, написав заявление на имя руководителя с указанием причины отказа и возможности обеспечения ребенка полноценным питанием (приобретение продукции, реализуемой в школьных буфетах и кафе, прием пищи дома, во время перемен продолжительностью 20 — 30 минут и иное).


Справка «СБ»


С началом учебного года свои двери для учеников откроют более 3,5 тысячи общеобразовательных учреждений. Знания в них будут получать 950 тысяч школьников.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter