Болезнь ниоткуда?

В Беларуси поставлен первый диагноз — синдром хронической усталости

В Беларуси поставлен первый диагноз — синдром хронической усталости


«Почему не мне?! — наверняка подумает кто–то. — На работу — с тяжелой головой, на работе — клюю носом, с работы домой — вообще еле ноги волочу. Чем не модный диагноз?» Умственная и физическая усталость, объясняют врачи, не имеет ничего общего с синдромом хронической усталости, за исключением одного–единственного критерия — утомляемости. И если бы дело было только в ней, то 27 молодых состоятельных туристов, приехавших отдыхать в 1984 году на озеро Техо в штате Невада, никогда бы не попали в поле зрения стольких специалистов. Поначалу и врачи не заподозрили неладное — лечили отпускников от ОРВИ и гриппа. Но улучшение не наступало. Как приехали туристы больными, такими и отправились восвояси. Только потом стало ясно: речь идет о неизвестном доселе серьезном заболевании. Свое название «синдром хронической усталости» (СХУ) оно получило еще позже.


По статистике, синдромом хронической усталости страдают 0,2 процента жителей Земли. Но, видимо, на самом деле цифры больше, ведь, по словам старшего научного сотрудника НИИ эпидемиологии и микробиологии, кандидата биологических наук, вирусолога Светланы Орловой, такой диагноз ставится только в нескольких странах: в Великобритании, США и Японии. В Беларуси он был вынесен впервые лишь недавно в 10–й минской клинической больнице, причем медики опирались на международную классификацию: де–юре синдрома хронической усталости у нас пока нет — как болезнь он официально не зарегистрирован, нет на то приказа Минздрава. Прежде необходимо провести серьезные научные исследования, и сейчас как раз планируется организовать консорциум из 15 стран для изучения синдрома хронической усталости в ЕС. «Получили приглашение участвовать в рамках проекта и белорусские ученые, — рассказывает Светлана Владимировна. — Смысл в том, чтобы, проанализировав состояние тысяч больных в разных частях Европы, выработать единые подходы к классификации синдрома хронической усталости и дать врачам четкие рекомендации, как определять эту болезнь. Более того, в итоге появится банк данных, который позволит ответить на главный вопрос: почему она развивается?» Сейчас это науке неизвестно. Предположения, правда, есть.


Большинство ученых склоняются к мнению, что синдром хронической усталости запускается недолеченной вирусной инфекцией. Хотя вирусов целая армия, под подозрение попали вполне определенные, в первую очередь бета–вирусы герпеса. Латвийские исследователи уже четко установили связь между 6 — 7 типами вируса герпеса и синдромом хронической усталости: в 33 случаях из 100 инфекция приводит к болезни. Вторая версия — стресс. Здесь доказательств меньше. Впрочем, бесспорен факт: стресс снижает иммунитет. А иммунитет, считает директор НИИ эпидемиологии и микробиологии, член–корреспондент НАН Леонид Титов, играет ведущую роль в развитии синдрома хронической усталости. Сдают защитные силы организма — тут же берутся за дело вирусы, для них нервные и физические перегрузки в этом смысле — большие помощники. Имеет значение и экология. Повышен ли радиационный фон, загрязнена ли вода или продукты? Это тоже может оказаться принципиально важным. А вообще, ученые давно заметили: синдром хронической усталости настигает тех, для кого работа всего превыше и нет времени на отдых.


Неспроста американцы раньше предпочитали другой термин — «болезнь бизнесменов». Точнее, «бизнес–леди»: женщины болеют в три раза чаще, чем мужчины. Причем самый цветущий возраст — 30 — 35 лет — одновременно и самый опасный...


Поскольку для медиков синдром хронической усталости — скорее терра инкогнита, наивно ожидать, что от него уже придумали какие–то лекарства. «В то же время есть средства, которые повышают иммунитет, они общеизвестны: это разумный ритм жизни, закаливание, массаж, интеллектуальная нагрузка, ежедневные посильные физические упражнения, витамины, здоровое сбалансированное питание», — замечает Светлана Орлова. Можно еще бороться с каждым симптомом по отдельности. Ну, например, в России для таких больных разработана специальная «интеллектуальная программа». Ведь выяснилось, что стоит человека «озадачить», например, предложить ему разгадать кроссворд, ребус, судоку и т.д., как это уже снимает дикую головную боль — типичнейший признак синдрома хронической усталости, от которого, увы, не спасают никакие таблетки.


Устал? Простыл?


По словам Светланы Орловой, диагноз синдром хронической усталости может устанавливаться по 16 симптомам, из них 8 — основные, в том числе:


— длительная непроходящая усталость, когда даже после полноценного сна человек ощущает себя разбитым;


— головная боль;


— ломота в крупных суставах — коленных, локтевых, тазобедренных и т.д.;


— першение в горле;


— постоянно повышенная температура на протяжении полугода, которая не проходит и может подниматься до 37,8 градуса;


— увеличенные лимфоузлы.


Естественно, под этой маской могут скрываться и другие заболевания, например, рассеянный склероз, обычное ОРВИ либо просто усталость. Однако если такие симптомы наблюдаются месяцы, годы, есть основания предположить, что вы тоже стали жертвой «болезни бизнесменов».


К кому обращаться за консультацией? На сегодняшний день лучше всего знают эту проблему вирусологи, иммунологи и невропатологи.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter