Богатый жизненный опыт не всегда спасает от бедности

У крестьян совхоза имени Докучаева, что в Дзержинском районе, настроение накануне Нового года совсем непраздничное.
У крестьян совхоза имени Докучаева, что в Дзержинском районе, настроение накануне Нового года совсем непраздничное. Да и до праздников ли, когда не получали еще октябрьскую зарплату?

В совхозной мастерской, куда привел меня на прошлой неделе главный агроном хозяйства Владимир Максименко, стояла мертвая тишина. Хотя уже месяца два здесь должна кипеть работа: готовить технику к весне хозяйства, как известно, начинают с октября. Однако у здешних ремонтников нет не только запчастей, но даже моторного масла, чтобы проверить уже отремонтированные тракторы. Механизатор с 20-летним стажем Леонид Адашкевич на мой вопрос о зарплате только горько усмехнулся: "Много ли купишь на 1.750 рублей в день, которые нам сейчас начисляют? Да и те, как видите, ждать приходится".

В ноябре в среднем на работника хозяйство начислило по 101,7 тысячи рублей. Но на момент приезда корреспондента невыплаченными оставались более 16 миллионов рублей. Правда, крестьяне жили надеждой на то, что до конца года заработанное все же удастся получить. Благо, как рассказала главный экономист хозяйства Ольга Шавель, на днях более 40 бычков (а это около 15 тонн мяса) будут отправлены на Минский мясокомбинат. Выручки хватит на то, чтобы полностью рассчитаться с крестьянами. Что будет в следующем году - одному Богу известно. Хозяйству, по большому счету, уже и продать-то нечего. Последний источник доходов - молоко - приносит не более 6 миллионов рублей в месяц, наполовину не дотягивая до месячного фонда зарплаты. Нелишне вспомнить и 270 миллионов рублей долгов, висящих на хозяйстве...

Впрочем, совхоз имени Докучаева не одинок в своей проблеме. Рост долгов по заработной плате уже несколько лет является ахиллесовой пятой всего сельского хозяйства. Перефразируя известное изречение, можно сказать, что крестьяне живут от урожая до урожая. Продав зерно, картофель или лен, колхозы и совхозы устойчиво "садятся на мель". В том же Дзержинском районе, по словам начальника сельхозуправления Казимира Ксеневича, из более чем 400-миллионной задолженности по оплате труда реально хозяйства могут погасить лишь 50 миллионов рублей. Это деньги, которые задолжали сельхозпроизводителям переработчики. Больше рассчитывать не на что. И это не в самом худшем по социально-экономическому развитию районе республики.

Стоит ли тогда удивляться данным Минсельхозпрода, по которым 1.273 колхоза и совхоза не отдали около 17 миллиардов рублей, заработанных крестьянами еще в сентябре - октябре? С учетом ноябрьской зарплаты на 20 декабря задолженность по ней на селе составляла около 30 миллиардов рублей. Проблеме постоянно уделяет внимание Президент страны. Ее контролирует правительство, в очередной раз взяв на вооружение так называемый административный ресурс. О необычном решении Премьер-министра сообщил недавно журналистам вице-премьер Андрей Кобяков. Речь идет о том, чтобы руководители всех уровней не получали зарплату до полного погашения задолженности по ней в курируемых отраслях.

Что же намерено предпринять аграрное ведомство для выплаты зарплаты? Как сказала корреспонденту "СБ" начальник соответствующего отдела Минсельхозпрода Полина Кисляк, помимо собственных резервов, хозяйства смогут использовать бюджетную ссуду из фонда поддержки сельхозпроизводителей и кредиты банков.

Но даже если предположить, что до Нового года большая часть долгов таким образом будет погашена, вряд ли это в корне решит проблему. В министерстве уже подсчитали, что в будущем году для проведения всего комплекса работ сельхозпроизводителям будет недоставать как минимум 2 триллионов рублей. Понятно, что этот дефицит напрямую коснется и фонда оплаты труда. На протяжении последних лет колхозы и совхозы не только своевременно не рассчитываются со своими работниками, но и платят одну из самых низких в стране зарплату. А другого ожидать и не стоит при убыточности сельхозпроизводства. Такое положение не устраивает сегодня ни "низы", ни "верхи". В будущем году, о чем неоднократно заявляло правительство, преобразованиям будут подвергнуты сотни хозяйств. Важно только, чтобы сельская реформа не свелась в очередной раз в итоге к пропагандистской кампании, а на деле помогла крестьянам эффективно хозяйствовать на земле. Независимо от моделей и форм собственности.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter