Блога ради

Из развлечения, отдушины и способа самовыражения сетевые дневники превратились в идеальный инструмент для самопиара
Из развлечения, отдушины и способа самовыражения сетевые дневники превратились в идеальный инструмент для самопиара, построения карьеры и заработка. Харизма, талант, компьютер и время — вот все, что нужно для появления интернет–звезды, чьими мыслями постоянно интересуются десятки тысяч читателей ЖЖ и чьи заработки от размещения рекламы в дневнике исчисляются сотнями тысяч долларов. Пусть и не с таким размахом, но прибыль от дневников сегодня получают и топовые блоггеры, и те, кто дышит им в спину. Но почему–то только не у нас.


Трудный путь дойной коровы


Руководств в сети по монетизации блогов хоть пруд пруди. Пути всегда одни и те же — текстовая и баннерная реклама, проплаченные посты (записи) и ссылки. Ключевой момент — количество постоянных читателей. Заработок возможен, когда их будет не менее сотни, правда, с таким показателем стоит рассчитывать всего на 10 — 20 долларов в месяц. Формула проста: больше посетителей — приятнее доход. Тем не менее «раскачать» дневник до тысячи читателей в сутки и больше (а только тогда реально получить отдачу в сотню–другую у.е.) удается очень немногим, сумевшим зацепить аудиторию своей уникальностью. Ежедневное наполнение своей страницы и поддержание популярности съедают свободное время. Поэтому многие пользователи, как только проходит первый энтузиазм, разочаровываются в самой идее превращения блога в дойную корову: «Чтобы получить с него хотя бы 80 у.е. в месяц, нужно пахать целый год, пока не раскрутишь, и еще неизвестно, раскрутишь ли!»

Тем не менее десяткам авторов дневников Живого журнала — неординарным, масштабным личностям — удалось достичь невероятных успехов, рекламодатели сами теперь в них заинтересованы и готовы платить бешеные суммы за посты. Но тут надо учесть немаловажный момент: явная реклама способна оттолкнуть часть читателей и подмочить авторитет, а блоггеры заботятся о своем имени, поэтому разборчивы. Кроме того, сам дневник требует расходов. Например, sergeydolya (Сергей Доля) — гендиректор компании, специализирующейся на электронных аксессуарах, и фотограф–любитель в одном лице — на своей «странице виртуальных путешественников» (более 66 тысяч читателей) публикует собственные великолепные фоторепортажи из самых интересных мест планеты. Безусловно, суммы на поездки идут немалые.

Клондайк для издателей


Жена олигарха и подруга Ксении Собчак Ника Белоцерковская (belonika) прославилась на кулинарном Олимпе. Начиналось все с публикации рецептов в дневнике, а потом сработали неповторимый стиль изложения, эксклюзивность, бесподобные фото и притягательность личности автора. Сейчас у Ники своя кулинарная школа во Франции, изданные кулинарные бестселлеры, передача на телеканале «Домашний» и бешеная популярность. Полная противоположность — miss–tramell Лена Миро, выстроившая свою карьеру в сети на негативе. Казалось бы, помешанная на фитнесе, злобно обругивающая посетителей блога и ненавидящая всех «жирных», имеющих хоть грамм лишнего веса, невоспитанная дамочка должна была бы отталкивать читателей — ан нет: снискала славу «фитнес–блоггера номер один», выпустила книгу «Я тебя похудею», разлетающуюся в мгновение ока, и подумывает написать еще одну, для подростков.

Вообще, переложение дневниковых записей в формат книги (что тоже можно считать опосредованным доходом от блога) стало явлением массовым, но не всегда однозначным. Например, посты Славы Сэ (Вячеслава Солдатенкова) в его топовом дневнике под ником pesen_net читаются как миниатюрные произведения искусства. А вот упакованные в книгу «Сантехник, его кот, жена и другие подробности», вырванные из сетевого контекста, выглядят несколько сиротливо и на полноценную литературу, которая все же должна уводить читателя выше бытового уровня, не тянет. Такое же впечатление оставляет сборник Дениса Цепова «Держите ножки крестиком, или Русские байки английского акушера»: не облеченные в хоть сколько–нибудь гармоничную форму, бессвязные куски текста. Учитывая богатство фактуры, они и могли бы послужить материалом для художественного произведения, но, увы... И все же благодаря популярности в интернете книги блоггеров отлично раскупаются, что издателям только на руку.

Недооцененные


Если в России и Украине наиболее активные интернет–деятели имеют вес, то у нас пока такого не наблюдается, в основном сетевые дневники — из разряда увлечений, помогающих попутно решить деловые вопросы. Молодой талантливый дизайнер из Минска Валерия Аксенова (by–ava) в своей «жежешке» размещает фото новых сумочек и платьев, ждущих хозяек, приглашает на fashion–мероприятия. Повар и автор кулинарных книг Раиса Савкова (raechka_sav), известная широкой публике в качестве первой ведущей передачи «Дело вкуса», делится рецептами, датами своих мастер–классов. Кстати, ее страничка входит в десятку наиболее читаемых белорусских блогов ЖЖ, у нее 2.200 постоянных читателей. «Конкретно на блоге я не зарабатываю, это скорее пиар для моих проектов, — объясняет Раиса. — В какой–то момент в ЖЖ можно было разместить рекламу Гугла, и она у меня висела. За полгода заработала 13 евро. У меня можно встретить отзывы о продуктах, но они не проплачены, ведь это мое мнение, моя репутация. С другой стороны, у меня появился свой сайт, вот на нем я готова размещать рекламу».

«Тяжеловес» в кулинарной сфере — «Вкусный Блог» минчанки Татьяны Назарук, филолога и повара, с посещаемостью около 50 тысяч человек в сутки, свыше миллиона человек в месяц. И это при том, что потолок для белорусских дневников — 2 — 3 тысячи просмотров за день. Ресурс неоднократно побеждал в белорусских и российских конкурсах, а в издательстве «Эксмо» выпущена серия книг с его рецептами. В блоге присутствует реклама, однако Татьяна признается, что у нее нет задачи его активно монетизировать: «Это мой хобби–проект, а не инструмент для заработка на жизнь. Но когда рекламодатели обращаются сами — мы размещаем рекламу и получаем прибыль. Недавно просчитали, что при активных продажах, при занятости 60 процентов рекламных площадей блог будет приносить примерно 7 — 8 тысяч долларов в месяц, но я сама не люблю засилья рекламы и не хочу так поступать со своими читателями». По мнению Татьяны, зарабатывать на блогах белорусам мешает не только небольшая посещаемость, но и менталитет производителей, которые считают: блоггер должен радоваться уже тому, что на него обратили внимание: «Вы бы знали, как часто мне сыплются предложения в духе «мы дадим вам бесплатно наших консервов, вы с ними приготовите и выложите на сайте рецепты блюд» или «предоставим ящик продукта, а вы за это о нем напишете, какой он хороший и полезный. Но так, чтобы это было ваше мнение, а не реклама». Кроме того, многие предприятия, далеко не лидеры, искренне считают, что о них и так наслышаны.

По мнению Надежды, PR–менеджера одного из минских рекламных агентств, блоггеров у нас недооценивают. Делал, например, пресс–тур завод, специализирующийся на выпуске алкогольной продукции, и никого из сетевых авторов не пригласил. А ведь у некоторых по 40 тысяч просмотров в месяц — не всякая газета сравнится. Огромны возможности и для шоу–бизнеса. Это отлично продемонстрировал первый в России блогопродюсер Илья Гольцман, раскрутив в интернете за три месяца Петра Налича из никому не известного музыканта в суперпопулярного и отправив его на «Евровидение». Так что потенциал белорусской блогосферы еще ждет своего часа.

Цена вопроса

Сколько получает популярный блоггер?

Самые востребованные (посещаемость — от 30 до 150 тысяч в день) оценивают платные записи от 1,5 до 7 — 8 тысяч у.е. Неплохо! По самым скромным подсчетам, их ежемесячный доход начинается от 10 тысяч долларов.

Кстати

Самый богатый блоггер планеты — канадец Маркус Фринд, создатель бесплатного сайта знакомств PlentyofFish.com. Стоимость его блога — 50 млн. долларов, ежедневный доход — 10 тысяч.

Тем временем 

«Блоггеры в армии» — проект с таким названием стартовал в понедельник. Организован он Министерством обороны совместно с компанией Wargaming — разработчиком игры «Мир танков». Согласно исследованиям доверие к блогам у читателей — почти 90 процентов, поэтому и было решено задействовать сетевых авторов в распространении информации о нашей армии. Шестеро российских и шестеро белорусских блоггеров в течение недели пройдут краткий курс молодого бойца и ряд испытаний. По итогам будет выбрана лучшая команда и определен лучший блоггер специального назначения. Кроме того, участников ждет богатая ознакомительная программа.

Советская Белоруссия №140 (24277).Среда, 31 июля 2013 года.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter