Как обстоят дела с безработицей?

Ближе к делу

Искать нужно не работу рядом с домом, а дом рядом с работой
Рынок труда ждет изменений. Они коснутся в первую очередь безработных. В планах — обязать их самостоятельно заниматься поиском работы. Стоять на учете можно будет не 36 месяцев, как сейчас, а только год. Эти поправки предполагается внести в Закон “О занятости населения”. О том, как сегодня обстоят дела с безработицей и чего ждать дальше, корреспондент “НГ” беседовала с заместителем председателя Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания по труду и социальным вопросам Ларисой Богданович.


— В последнее время в центрах занятости наблюдается ажиотаж. Частично его создали потенциальные тунеядцы, вышедшие из тени. Кто обычно становится на учет в качестве безработных?

— Я выделила бы несколько категорий граждан. Во-первых, не мотивированные на поиск работы люди. В моей практике был случай: обратился 26-летний парень, окончивший вуз, чтобы я помогла ему трудоустроиться. По образованию он бухгалтер. Сегодня это очень востребованная профессия. Возникает вопрос: почему он сам не может подыскать себе рабочее место? Похоже, у человека завышенные ожидания к предполагаемой работе. Бывает, мужчины приходят с матерями. Налицо инфантильность. Во-вторых, люди предпенсионного возраста. Например, женщины в 50—52 года попадают в категорию тех, кому трудно найти работу, хотя теоретически возраст не должен стать причиной этого. В-третьих, инвалиды — самостоятельно им очень тяжело трудоустроиться.

— Официально зарегистрированная безработица у нас всего 0,5 процента. Отражает ли эта цифра реальность?

— Планируется, что она вырастет до 1,5 процента к следующему году. Основными ее составляющими будут те самые потенциальные тунеядцы. Хотя я не думаю, что после принятия декрета граждане, попавшие в эту категорию, резко станут законопослушными и пойдут регистрироваться. Скорее всего, они продолжат вести тот же образ жизни. Поэтому я не стала бы акцентировать на этом внимание. Все же движение рабочей силы присутствует. Нормальный человек, зная, что на предприятии будет сокращение, сам начинает подыскивать себе место. Думаю, нынешний год не будет переломным в вопросах занятости. Скорее, 2015-й станет учебным, переходным, пробным в контексте новых решений.

— Пособие по безработице у нас сегодня невелико, прожить на него — невозможно. В ЕС и Северной Америке ситуация, к примеру, иная — выплаты высокие, но этим нередко пользуются и стараются подольше посидеть на дотациях. Как найти золотую середину?


— Мы пошли по пути мотивации человека к поиску работы. У нас в первые 13 календарных недель выплачивается 70 процентов, в следующие 13 недель — 50 процентов от средней зарплаты с последней работы. Затем человек получает базовую величину, то есть 180 тысяч рублей. Это очень мало. Но вот пример — асоциальные личности, которые долгое время не трудоустроены и не стремятся к этому. Находят ведь средства к существованию. Для этой категории граждан размер пособий роли не играет. Но если речь идет о высококвалифицированном специалисте, я считаю, что ему выплаты на время поиска работы должны быть достойными. Хотя нужно признать, финансовые возможности государства ограниченны. Так что пока этот вопрос не рассматривается и вряд ли будет вынесен на повестку дня в ближайшее время.

— По двум специальностям предложение у нас превышает спрос — это экономисты и юристы. Один из путей решения проблемы — переобучение. Каков его механизм?

— Есть два варианта. Например, на предприятии идет модернизация. На нем работает 10 экономистов. Согласно бизнес-плану, через 2 года их нужно будет только пять, зато других специалистов — больше. Согласно Трудовому кодексу, наниматель может за счет предприятия дать ценным сотрудникам возможность получить новую профессию. Второе направление — переобучение в центре занятости. Граждане, проходящие переориентацию этим путем, получают стипендию в размере 50 процентов, а при наличии детей в возрасте до 14 лет или ребенка-инвалида до 18 лет  — 75 процентов средней заработной платы по последнему месту работы. Неоднократно поступали предложения по повышению размера стипендий, но пока что экономическая ситуация в стране не позволяет их реализовать.

— Переобучение — один из показателей мобильности рабочей силы. У нас она низкая. Почему так сложилось?

— Причин много. Допустим, мы говорим о каком-то небольшом городке. Там одно предприятие — рабочих мест не так уж много. Значит, люди должны в основном рассчитывать на себя. Например, через самозанятость путем оказания работ, услуг для получения дохода. Но не каждому это подходит. Тогда остается уезжать на работу в другой населенный пункт и расстояние не должно быть препятствием. Это лучше, чем ждать с моря погоды. Есть варианты с переездом в другой регион. В этом направлении хорошо работают в центрах занятости.

Я считаю, со временем люди будут охотнее принимать такие условия. Просто сейчас у нас не тот уровень безработицы, который заставил бы быть мобильным. Сегодня действуют принципы: “никуда не денутся”, “не имеют права уволить”, “я все равно зарплату получу”. Но деньги нужно не получать, а зарабатывать.

Работать на двух работах — это хорошо или плохо?

Об этом спросила у жителей Витебска собственный корреспондент “НГ” Ольга Крученкова.

Жанна Семенчукова, председатель товарищества собственников:

— Как правило, вторую работу человек ищет тогда, когда ему не хватает денег на жизнь. В этом случае он не отдыхает, мало общается с близкими, гробит здоровье. У меня приятельница педагог-математик в обычной школе. Чтобы выжить, занимается репетиторством. Домой в прямом смысле слова приходит ночевать. Что же тут хорошего?

Владимир Мякишев, инженер:

— У меня есть цель — хороший автомобиль, так что некогда думать, хорошо это или плохо, я просто хватаюсь за любую возможность заработать. Основная работа у меня сменная. Первый день с восьми утра до шести вечера, второй — с шести вечера до восьми утра. Между сменами вместо отдыха тружусь мерчандайзером в супермаркете. После той и этой работы, если силы есть, подрабатываю таксистом.

Михаил Богомольцев, специалист по установке сигнализации:

— Анекдот есть на эту тему: “Хорошо работать на двух работах! Денег много! Но не потому, что платят много, а потому, что тратить некогда”.

Я бы еще добавил — и жить некогда. В целом хочется, чтобы человек был доволен зарплатой по основному месту работы и больше времени уделял семье. Потому что неизвестно, что важнее для государства — наша трудовая деятельность или здоровая семья, воспитание детей.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter