Ближе к делу

О программе импортозамещения

Двери, окна, кондиционеры, посуда, пеленки, краски, бигуди... Читаю на официальном сайте Гомельского горисполкома свод товаров, которые импортируются в страну. Неужели все это мы не можем выпустить собственными силами?


Ладно, сложная бытовая техника, электроника или брэндовая косметика. За ними вековые традиции, новейшие технологии, завоеванные рынки... Но ведь сколько элементарного завозим: бисквитные рулеты и влажные салфетки из России, туалетную бумагу и средство для мытья посуды из Украины... Почему в соседних государствах это могут произвести, а у нас нет? Думаю, что у нас тоже могут. Тогда в чем проблема?


Вспоминаю выставку трехлетней давности в Гомеле. Инициировал ее тогда Комитет госконтроля. Тема — импортозамещение. Предприятие из Гродно, взявшееся выпускать вату и ватные диски, разложило на стенде не только освоенную продукцию, но и... папку с письмами от организаций, корректно отказавшихся брать ее изделия на продажу. Обоснование — устоявшиеся прочные связи с зарубежными партнерами. Представитель компании чуть не плакала: ни один импортный аналог не выдержал в стране столько проверок качества, сколько было предпринято ради доказательства преимуществ гродненской продукции. И по всем параметрам она заметно превосходила конкурентов. Однако местных продавцов это, видимо, не убеждало. Госконтроль тогда обещал разобраться.


Впрочем, оговорюсь. В таком деле лично я — категорический противник административного ресурса. Нельзя заставить брать то, что сделано плохо — даже если оно дешевле и свое. Пусть производитель сам доказывает свою состоятельность. Хорошим качеством, доступной ценой, цепляющим дизайном, креативной рекламой. Но с другой стороны, живуч синдром, рожденный еще в советские годы, когда качество импортного товара априори считалось на голову выше своего. И сейчас, чтобы протолкнуть на нашем рынке местную продукцию, почти всегда требуется могучая движущая сила.


Примеров хоть отбавляй. Вот Мозырский авторемонтный завод по программе импортозамещения освоил выпуск запчастей к российским дорожным грейдерам. К слову, их сейчас работает в Беларуси более 2 тысяч. То есть теоретически спрос на запчасти должен быть. Вот только наши организации не спешат их брать. Зато охотно покупают в Брянске и Орле...


Еще история. Гомельское предприятие «СКТБ» около 15 лет назад организовало специализированное производство по созданию линий переработки проблемных отходов — железобетона, полимеров. Ими постоянно загромождаются полигоны у городов и деревень. «Металлополимер» предлагает полный цикл переработки «вторички» — от сортировки–измельчения до выпуска более двух десятков наименований готовой продукции. Но в стране эти линии особого спроса не находят. Зато их покупают регионы России, Латвии, Украины.


На недавней пресс–конференции председатель Гомельского горисполкома Виктор Пилипец рассказал о принятой в регионе модели производственной кооперации промышленников. Она, считай, вынужденно возникла на фоне валютных неурядиц. Суть: у предприятий запросили информацию об импортируемых материалах и комплектующих — с одной стороны. А с другой — изучили, кто у нас может выпускать подобный товар. После этого провели серию «контактных бирж». Ныне постоянно отслеживается результативность сотрудничества. Многие действительно нашли друг друга.


Всего несколько месяцев эксперимента, а уже есть результат. Еще недавно «Гомсельмаш» покупал в Италии гидрозамки на 2 миллиона долларов. Теперь их объединению поставляет гомельский завод «Гидропривод». Не потому, что предприятие — свое, а потому, что все совпало: цена — качество — запросы покупателя.


Выходит, для того, чтобы увидеть друг друга и узнать о своих потребностях–возможностях, промышленникам недоставало информации и связующего звена. Или, быть может, в регионах этой темой раньше просто не занимались по–настоящему?

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter