Пьеса Эльдара Рязанова шла в Минске 12 лет

Благородный рыцарь советского периода

С уходом Эльдара Рязанова заканчивается эра комедии с человеческим лицом, одухотворенной городской сказки, умело и парадоксально приправленной афористичностью и сатирой.


После окончания ВГИКа, в который поступил почти случайно, Эльдар Александрович занимался в основном документальным кино. Но Иван Пырьев настоял, чтобы Рязанов взялся за комедии. Успех «Карнавальной ночи» был ошеломляющим. «Девушка без адреса», «Гусарская баллада», «Дайте жалобную книгу», почти не шедший в прокате «Человек ниоткуда» закрепили за молодым режиссером репутацию постановщика со взрывным темпераментом, железной волей и колоссальной энергией, способной пробивать стены.

Поворотной в его творчестве стала встреча в 1963 году с драматургом Эмилем Брагинским. Сценарий фильма «Берегись автомобиля» не сразу приняли, он был переработан в киноповесть, напечатан в одном из толстых литературных журналов. И когда картину все–таки сняли, она стала сенсацией — такого острого взгляда на советскую действительность в кино еще не случалось.


Тандему с Брагинским мы обязаны лучшим фильмам Рязанова — «Ирония судьбы, или С легким паром!», «Служебный роман», «Вокзал для двоих», «Гараж», «Забытая мелодия для флейты» и другим. Рязанов первым в советском кино снял трюковую комедию «Невероятные приключения итальянцев в России». Продюсер Дино де Лаурентис, посмотрев окончательный вариант, лишь вздохнул: «Какой я дурак, что не дал тебе звезд класса «А»!»


В 1979 году режиссер Михаил Ковальчик ставил в Минске в Русском театре пьесу Брагинского и Рязанова «Аморальная история», которая впоследствии стала основой сценария фильма «Забытая мелодия для флейты»:

— Тогда в Русском театре шли большие полотна Бориса Луценко, и в какой–то момент нам понадобился зрительский спектакль, — вспоминает Михаил Станиславович. — Мы нашли эту пьесу. Я увидел в ней не только забавный сюжет, но и современный взгляд на среду чиновников. Фильма тогда еще не было, мы оказались первопроходцами с этим материалом.


Каждый фильм Эльдара Александровича становился событием для страны, рекордсменом проката и тут же, какую картину ни возьми, разлетался на цитаты.

Главный дар Рязанова, и с этим многие согласятся, чувствовать парадоксальный комизм нашего времени. Уход Эльдара Александровича — печальное событие для всей нашей культуры.

Фразы из фильмов Эльдара Рязанова, которые пошли в народ:

«Бабу–Ягу со стороны брать не будем — воспитаем в своем коллективе».

«Докладчик сделает доклад, коротенько так, минут на сорок...»

«Есть ли жизнь на Марсе, нет ли жизни на Марсе — это науке неизвестно. Наука пока еще не в курсе дела».

«Одни люди верят, что Бог есть, другие, что Бога — нет. И то и другое — недоказуемо».

«Тебе посодют, а ты — не воруй».

«Не пора ли, друзья мои, нам замахнуться на Вильяма, понимаете, нашего Шекспира?!»

«...Значит, хорошие сапоги, надо брать».

«Если сегодня еще кто–нибудь умрет или родится, я останусь без обеда».

«Ну вон же она сидит, в жутких розочках».

«Как вы себя чувствуете?» — «Я вам скажу честно, по сравнению с Бубликовым — неплохо».

«Какая кухня — такая и песня».

pepel@sb.by

Советская Белоруссия № 232 (24862). Вторник, 1 декабря 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter