Бизнесмен в отставке

Слово "предприниматель" ассоциируется у нас с молодым, напористым человеком с сотовым телефоном и на добротной иномарке.
Слово "предприниматель" ассоциируется у нас с молодым, напористым человеком с сотовым телефоном и на добротной иномарке. Витебчанин Владимир Арищенок тоже частный предприниматель. Но никакой напускной "крутизны" я в нем не заметил. Тем более удивился, когда узнал, что он - пенсионер.

Свою жизнь Владимир Александрович посвятил небу. В качестве бортинженера на самолетах Як-42 и Ту-134 облетал Советский Союз вдоль и поперек. Заработав 54 года трудового стажа - в небе, как и на войне, год идет за два, - Арищенок приехал в Витебск уже пенсионером. Здоровье еще позволяло работать, но на какое предприятие сегодня возьмут летчика, разменявшего шестой десяток и не имеющего другой специальности? Нет вакансий и в Витебском аэропорту, переживающем сейчас не лучшие времена. Вот и подался Владимир Александрович в частные предприниматели. Поставил киоск, где продает компакт-диски, аудиокассеты, парфюмерию... Прибыль, по его словам, небольшая: когда 100 тысяч рублей в месяц заработает, когда 200. Дело есть дело. Владимир Александрович живет своим небольшим бизнесом. Но сейчас всерьез расстроен. Поводом для этого стал декрет, который предусматривает перевод индивидуальных предпринимателей из разряда добровольных в разряд обязательных плательщиков страховых взносов. Согласно документу, до 15 сентября каждый "индивидуал" должен зарегистрироваться в районном фонде социальной защиты населения и внести в него 36 процентов от величины бюджета прожиточного минимума - около 29 тысяч рублей. Декретом предусматривается, что эти деньги будут направлены на обеспечение социальных гарантий частным предпринимателям: оплату больничных, выплату пенсий и т. д.

- Да, - соглашается Владимир Александрович. - Я понимаю, что этим декретом государство берет под защиту молодых, чтобы на старости лет они не сели на его плечи и не требовали от бюджета хотя бы пособие. Но причем здесь пенсионеры-предприниматели? Мне и так недоплачивают 35 тысяч рублей пенсии из-за того, что я работаю. Заплатил 153 тысячи единого налога за работу в следующем месяце. Несправедливо получается: за то, что я работаю и плачу налоги, меня наказывают дважды. Когда утром я выхожу из дому на работу, мои сверстники ждут открытия магазина, чтобы опохмелиться, когда возвращаюсь - пьют пиво на лавочках. Выходит, я буду платить, чтобы им было за что пить? Если на то пошло, я бы лучше целенаправленно перечислял эту сумму денег в Дом ребенка или на строительство библиотеки.

Таких, как Владимир Арищенок, немало. Отставные военные, бывшие сотрудники милиции, да и "штатские" пенсионеры работают частными предпринимателями. Конечно, они не получают баснословных прибылей, но каждый рубль в их семьях совсем не лишний. Неужели государству выгоднее загнать их "на печь"? Точное количество пенсионеров, которые трудятся на предпринимательской ниве, у нас пока никто не подсчитывал, и, вероятно, при подготовке декрета, над которым работало множество чиновников, не учли, что предпринимателями могут быть и инвалиды, и пенсионеры.

Пытаясь прояснить ситуацию, я связался с начальником отдела по труду и зарплате Управления соцзащиты населения Витебской области Валерием Купченко, который пояснил: "В данный момент я готовлю к отправке в Минск документ, в котором пишу: "Считаем целесообразным освободить от уплаты взносов индивидуальных предпринимателей-пенсионеров и инвалидов". Этим людям надо сказать "спасибо" хотя бы за то, что они не раскисли, не превратились в нытиков, а нашли себя в новых реалиях жизни".

А в Фонде соцзащиты населения мне сообщили, что сейчас его сотрудники заняты подсчетом предпринимателей - пенсионеров и инвалидов. На сей счет пришло указание "сверху".

Застарелые стереотипы и оторванность от жизненных реалий некоторых чиновников породили проблему на пустом месте. А коль это уже произошло, то тем же чиновникам нужно признать свою ошибку и устранить очевидную несправедливость. Я пообщался в отделе соцзащиты населения Первомайского района Витебска с предпринимателями-пенсионерами. Они говорят, что лучшим для них выходом будет либо прекратить работу и получать полную пенсию, либо переоформить свое дело на подставных лиц - этаких "зиц-председателей", перекочевав таким образом в "серый" бизнес. Государство же от этого, несомненно, проиграет.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter