Бизнес-климат: холодно или жарко?

Старая поговорка "Мал золотник, да дорог" как нельзя лучше подходит для оценки роли малого бизнеса в экономике страны.
Старая поговорка "Мал золотник, да дорог" как нельзя лучше подходит для оценки роли малого бизнеса в экономике страны. Вполне это сознавая, государство приняло концепцию поддержки и развития предпринимательства на ближайшие 3 года. По задумке, реализация программы поможет занять в сфере предпринимательства до 700 тысяч человек.

Само собой разумеется, что прогнозный результат очень привлекателен: сотни тысяч дополнительных рабочих мест, увеличение доходов частников и их семей, пополнение налогами республиканского и местных бюджетов. Впрочем, если говорить о поступлениях в местные бюджеты, то пока что богатеет за счет частника прежде всего столица: более 50 процентов от общего числа юридических лиц малого бизнеса и около 30 процентов индивидуальных предпринимателей сосредоточены в пределах Минской кольцевой дороги. Значит, на поиски резервов нужно отправляться в регионы. Как взять этот потенциал? Ответ зависит от действий местных властей, ее отношения к предпринимательству и заинтересованности в его развитии. Что же касается новых возможностей, то их характеризует такая цифра: сегодня негосударственный сектор экономики обеспечивает всего 20 процентов бюджетных поступлений. Как говорится, простор для деятельности изрядный.

Гродненский фонд

Фонд финансовой поддержки предпринимательства, созданный при Гродненском комитете предпринимательства и инвестиций, в текущем году финансирует 12 проектов в сфере малого бизнеса. Практика, в сущности, традиционная, и она предопределена позицией городских властей, которую заместитель председателя комитета Раиса Потапова в беседе со мной по телефону изложила так: "Горисполком поддерживает всякую инициативу, но в первую очередь способствует развитию предпринимательства в сфере бытовых услуг и производства". Этот факт показывает, что там, где понимают пользу малого бизнеса, он помогает решать многие социальные и экономические проблемы того же областного центра. Разумеется, деловое это партнерство развивается отнюдь не гладко. По мнению Раисы Потаповой, более проблематична ситуация с антимонопольной ценовой политикой: "Нужно не допустить хаоса в этой сфере, а то некоторые рынки, например, слишком завышают плату за аренду места для торговли, тем самым вводя предпринимателей в убыток. Нормализовывать эти отношения приходится местным органам власти".

Как видите, на региональном уровне необходим, кроме всего прочего, поиск рычагов эффективного регулирования предпринимательства. Эта задача, в свою очередь, порождает опасность так "зарегулировать" частника, что он вовсе бросит свой бизнес... По мнению гродненских управленцев, нужно просто исполнять все законы, а не выбирать произвольно лишь некоторые нормы права и уж тем более не вносить изменения и не вводить ограничения.

Брестские пропорции

В Брестской области сейчас наблюдается сокращение численности предприятий малого бизнеса в сфере торговли и общественного питания. Однако делать вывод об откате "нэпа" как минимум преждевременно. Кто сегодня бывал в Бресте, тот увидел, как преобразился город за последние годы. Новой его чертой как раз и стало обилие частных заведений в сфере торговли и сервиса. Сказать, что потолок возможностей достигнут, конечно, нельзя: при росте покупательной способности и дальнейшее развитие возможно.

Частный интерес по природе своей энергичен и инициативен: он, как вода, которая всегда найдет, где просочиться. Поэтому, наверное, на Брестчине сегодня в сфере промышленности, строительства и транспорта негосударственные предприятия составляют почти половину от общего числа. Замедления темпов этого роста пока не наблюдается.

Анализ этих пропорций убеждает, что у председателя Брестского областного территориального комитета предпринимательства и инвестиций Василия Михайловского были основания для того, чтобы проинформировать нашу газету: "В регионе заботятся о развитии малого бизнеса, имеются определенные успехи, есть планы на перспективу".

Перспективы, кстати, лучше смотрятся издалека, а когда дело доходит до реализации планов, возникает немало неожиданных проблем. Разрешать их приходится уже "на марше". Так, например, в Бресте на местном уровне нашли решение вопроса уплаты ставок единого налога на наемных работников для предпринимателей, зарегистрированных в городе, но работающих на селе.

* * *

Исследование бизнес-климата в регионах показывает, что практически в каждой области можно найти примеры успешного сотрудничества власти и предпринимателей. Например, Витебский горисполком решил проблему перевода жилых помещений на первых этажах домов в нежилые, что позволило разместить там частные предприятия. Благодаря этому в городе получили новую прописку первые 2 магазина и парикмахерская. И все же, сосредоточивая внимание на частностях, не стоит забывать о том, что развитие малого бизнеса в регионах во многом зависит от общих условий хозяйствования, изменить которые местные власти просто не в силах - это не в их компетенции. Глава представительства Международной финансовой корпорации в Беларуси Карл Дагенхарт недавно, отмечая несомненный прогресс в развитии предпринимательства в регионах, тем не менее подчеркнул, что механизм государственной поддержки малого бизнеса нуждается в совершенствовании.

Видны ли из центра, с государственного уровня управления, те факторы, которые препятствуют дальнейшему развитию малого бизнеса в стране? Если не все, то многое видно - это становится ясно из высказываний ответственных официальных лиц.

Прямая речь

Василий ХРОЛ, председатель Постоянной комиссии по жилищной политике, строительству, торговле и приватизации Палаты представителей

: - Правительство тормозит выполнение предвыборных обещаний Президента по либерализации национальной экономики и совершенствованию предпринимательского климата.

Виктор ПРУС, заместитель Генерального прокурора

: - Существующий несовершенный порядок лицензирования - это очень плодотворная почва для коррупции. Чтобы держать процесс выдачи разрешений под контролем, у правоохранительных органов не хватит ни сил, ни времени. Для более продуктивной борьбы с коррупцией необходимо упростить порядок лицензирования.

Николай ДЕНИСОВ, заместитель директора департамента по предпринимательству Министерства экономики

: - Предпринимательство сталкивается с большим количеством проблем: сложность и высокая стоимость процедуры регистрации юридических лиц; большой перечень лицензируемых видов деятельности; трудная процедура сертификации и стандартизации продукции, товаров, услуг; ограниченность доступа к кредитно-финансовым ресурсам.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter