Швец: необходимо задействовать нереализованные возможности частного бизнеса в стране

Бизнес дело говорит

Выражение «диалог бизнеса и власти» в последнее время стало устойчивым. Притом что сам этот диалог в разные периоды нашей истории носил совершенно разный характер. Сегодня налаживать связи, решать насущные проблемы и достигать общих целей предпринимателям и органам власти помогают бизнес-союзы и ассоциации. И в эти дни 30-летний юбилей отмечает старейшая межотраслевая структура гражданского общества в промышленно-предпринимательском секторе страны — Белорусская научно-промышленная ассоциация (БНПА). О самых успешных кейсах для бизнеса и планах на будущее «Р» рассказал ее председатель Александр Швец.

Из прошлого — в будущее


— Александр Иосифович, давайте немного поговорим об истории ассоциации и определим разницу между БНПА и Республиканским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП).

— Ассоциация была основана 23 января 1990 по инициативе руководителей ряда предприятий союзного и республиканского значения СССР как инструмент сохранения партнерских связей, выработки промышленной и научно-технической политики. Пик влияния организации и взаимодействия с Правительством пришелся на 1990-е годы, когда распался СССР, разрушались отношения между союзными министерствами. В то время акцент в работе ассоциации сделали на развитие партнерства и конструктивного общественного диалога между бизнесом и властью, содействия развитию здоровой конкуренции и противодействия недобросовестной. В 1996 году БНПА инициировала создание Указа № 564 «Об отработке предложенного Белорусской научно-промышленной ассоциацией механизма экономического оздоровления промышленности на основе разработки и производства конкурентоспособной продукции».

Сегодня БНПА — это пул экономистов, юристов, управленцев с активной гражданской позицией, которые вырабатывают независимые подходы на благо экономических интересов страны. То есть это экспертно-аналитическая организация, аналитический блок, который все 30 лет своего существования помогает работать бизнесу. Ассоциация стала подрядчиком для решения тех проблем и задач, которые озвучивает РСПП. А он, в свою очередь, объединяет бизнес-союзы, общественные объединения промышленно-предпринимательской направленности и юрлица частной формы собственности. Поясню: в 2000-х годах государственные компании объединились в Белорусскую ассоциацию предприятий промышленности, поэтому мы сегодня представляем интересы частного бизнеса.

— В чем сегодня заключаются основная задача и миссия ассоциации?

— Во-первых, это помощь своим членам в решении актуальных задач и, как результат, рост экономического потенциала страны. Во-вторых, мы должны поддерживать уважительный и взаимоприемлемый диалог между бизнесом и властью. Особо замечу: на данном этапе уровень доверия деловой среды к Правительству и Нацбанку вырос. У нас также сложились очень хорошие отношения с Минэкономики, МАРТ, Минтранспорта, за что мы всем искренне благодарны. А факт того, что накануне юбилея наша ассоциация награждена Почетной грамотой Совмина, полагаю, говорит о высокой оценке нашей работы.

В копилке успехов

— Что бы вы отнесли к самым успешным кейсам БНПА последних лет? За что особенно чувствуете гордость?

— Одно из самых серьезных достижений ассоциации, над которым мы долго работали с партнерами и которым по праву можем гордиться, — это то, что Конституционный Суд поддержал нашу позицию и признал необходимым внести в Закон «О нормативных правовых актах» изменения, направленные на установление юридической силы и характера письменных разъяснений применения нормативных правовых актов. Дело в том, что в трактовках госорганов, которые направлялись субъектам хозяйствования, было немало расхождений. То, что Конституционный Суд предложил Правительству подготовить законопроект об изменении вышеупомянутого закона и внести его в установленном порядке в Палату представителей, — это большое достижение. Здесь хочу особо выделить работу руководителя аналитической группы, доцента юридического факультета БГУ Алексея Лукашова.

Есть еще один успешный пример эффективной работы. Несмотря на то что в стране работает 24 банка, получать пенсии и пособия в связи с достижением пенсионного возраста можно было лишь в пяти из них. Некоторые банки на протяжении нескольких лет направляли обращения в Минтруда и соцзащиты с просьбой получить право выплаты пенсий и пособий, однако получали отказы. Мы обратились в МАРТ, после чего тот вынес коллегам предупреждение с предписанием обеспечить равный доступ к этим услугам всех белорусских банков.

Мы также провели большую работу по анализу положения п. 9.1. Директивы № 4 — установить, что в случае неясности или нечеткости предписаний актов законодательства суды, другие государственные органы и иные государственные организации, должностные лица принимают решения в пользу субъектов предпринимательской деятельности и граждан. Эта норма также перешла в Указ № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности», а после в новую редакцию Налогового кодекса. При этом на деле в течение 10 лет эта норма не работает, а министерства и ведомства порой выходят за рамки своих регуляторных полномочий. В этом плане нам еще предстоит обеспечить справедливость применения закрепленной в Директиве № 4 нормы.

— В стране делается немало для того, чтобы создать частному бизнесу комфортные условия работы. Однако наверняка проблемы остаются. Что в ассоциации относят к первоочередным вопросам? Над чем будете работать в ближайшее время?

— Мы все еще, к сожалению, отмечаем де-факто неравенство форм собственности. В частности, в доступе к кредитным ресурсам, в отношении отраслевых министерств, в реализации проектов за бюджетные средства. А ведь частный сектор сегодня показывает большую динамику. При этом я убежден: сегодня необходимо в большей степени задействовать нереализованные возможности частного бизнеса в стране. Это важнейшая задача, а самое главное условие для ее достижения — создание атмосферы доверия конкретного предпринимателя к государству и конкретному представителю госорганов. В качестве успешного примера могу привести Нацбанк, который демонстрирует свою прозрачную политику, четко разъясняет бизнесу свою позицию, озвучивает дальнейшие шаги и цели. Когда предприниматели видят такой отклик от регулятора, это приводит к положительным изменениям. Наша задача — укоренить такие положительные изменения в работе других госорганов.

konoga@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter