Почему регионы не всегда используют свои конкурентные преимущества?

Бизнес делают на месте

Что необходимо для продвижения бизнес-инициатив на селе? Когда в малые города приходят инвесторы? Какая альтернатива есть градообразующим предприятиям? Об этом беседа с заведующей кафедрой экономики организации Института управленческих кадров Академии управления при Президенте кандидатом экономических наук, Ириной Русак.

pixabay.com

— Насколько эффективно сегодня развиваются регионы?


 — Это зависит от того, на каком уровне мы будем с вами вести сравнение. Если на уровне областей, то позволю себе сделать такое замечание (часто говорю об этом студентам): «Есть город Минск и все остальные регионы, а если точнее, то Минск и Минская агломерация». Такой вывод подтверждают данные Белстата: доля Минска и области в общем объеме ВВП в 2018 году составила 42,1% (Минск — 27,7%, Минская область — 14,4%). В разрезе остальных областей: 6,8% — Могилевская, 9,3% — Брестская, 7,4% — Витебская, 9,9% — Гомельская, 8,2% — Гродненская область. Примерно такая же тенденция сохраняется и в уходящем году. Безусловно, сравнивать по одному показателю нельзя, но ВРП (валовой региональный продукт) отражает объем произведенных товаров и услуг, и данная статистика говорит о том, что есть центр Беларуси и остальные регионы. Если рассматривать на районном уровне, то возникает проблема отсутствия данных о так называемом ВРП района, в лучшем случае мы сможем посмотреть объем промышленного и сельскохозяйственного производства, некоторые услуги. Проблема — в отсутствии данных, их сопоставимости для дальнейшего анализа, методиках их сбора. В целом же можно сказать, что уровень регионального развития сегодня является стабильным, но с наличием проблем.

— Почему некоторые районы числятся сейчас среди отстающих?

— Таких, кстати, согласно постановлению Совета Министров от 09.10.2019 г. № 689 «Об утверждении плана развития отдельных регионов, отстающих по уровню социально-экономического развития», 31 из 128 административно-территориальных единиц страны, или 24,2% от общего количества. В Брестской области — 3 района, Витебской — 7, Гомельской — 8, Гродненской — 3, Минской — 3, Могилевской — 7. Выявление таких районов и их классификация — многолетний анализ, который проводился ГНУ «НИЭИ Мин­экономики Республики Беларусь», учеными-регионалистами, местными органами власти, исследовательскими центрами и рядом других. Первым толчком к принятию документа, на мой взгляд, был Указ Президента от 8 июня 2015 года № 235 «О социально-экономическом развитии юго-восточного региона Могилевской области», реализация которого дала положительный эффект.

— В советские времена развитие территорий в основном шло за счет градообразующих предприятий. Сегодня некоторые из них перестали быть таковыми. Какова альтернатива?

— Это достаточно сложный вопрос. Альтернатива — это использование территорией своих конкурентных преимуществ и ресурсов, разработка качественной стратегии развития. А выявление этих конкурентных преимуществ — задача, как мне кажется, местных органов власти, инициативных групп населения, бизнес-сообществ, которые функционируют там. За рубежом в случае наличия градообразующего предприятия (хотя сегодня правильнее говорить «организация») такой город принято называть моногородом. В нашей стране нет закрепленного на законодательном уровне понятия «моногород», «монопрофильный город». В России, опыт которой в области регионального развития мы иногда используем, территория с моногородом наделяется рядом льгот. Конечно, хорошо, когда есть льготы, но их предоставление не должно быть массовым и оно должно увязываться с ожидаемым экономическим, социальным и экологическим эффектом.

— Почему в некоторых регионах активность инвесторов сравнительно низка?

— Для развития бизнеса необходима инфраструктура. Я не говорю о наличии дорог с твердым покрытием и о высокоскоростном доступе к интернету, хотя и это немаловажно. Речь прежде всего о проблемах с трудовыми ресурсами, оттоке высококвалифицированных кадров в крупные города и столицу, а также за рубеж. Еще момент: инвестор всегда проводит серьезные маркетинговые исследования перед тем, как вложить средства в проект. Зачем ему инвестировать в регион, в котором нет платежеспособного потребителя?

— Что предпринимается для решения этих вопросов?

— На 1 января 2019 года в Беларуси было 109 центров и 25 инкубаторов поддержки малого и среднего бизнеса. Очень много мероприятий по этой теме проводится Министерством экономики, реализуются у нас соответствующие проекты ПРООН, ЕС и других международных организаций технической помощи. Все это способствует созданию инфраструктуры для развития бизнеса. Надо отметить и тенденцию построения кластеров в стране — тоже одно из направлений развития бизнеса. На мой взгляд, за последние 6—8 лет сделано очень много, но результат может быть спустя некоторое время.

Что касается борьбы с безработицей, то здесь необходимо создавать новые рабочие места, сокращать существующий разрыв между количеством подготовленных кадров и реальными потребностями рынка. Надо пересмотреть вопросы конкуренции государственных и частных организаций, разрабатывать стратегии развития регионов. Местные органы власти должны быть наделены большими правами, а дотирование АПК необходимо, на мой взгляд, частично сократить.

— Какие факторы препятствуют сбалансированному развитию регионов в долгосрочной перспективе?

— У нас нет закона о региональном развитии, нет соответствующего министерства, которое курировало бы это глобальное направление. Закон о местном управлении и самоуправлении (у нас в стране данные понятия официально не разграничиваются на законодательном уровне) только частично соответствует Европейской хартии местного самоуправления. Знаю, что над изменениями в закон очень активно работает Постоянная комиссии Совета Республики по региональной политике и местному самоуправлению, и очень надеюсь, что в ближайшей перспективе будут внесены соответствующие изменения. Важным фактором, препятствующим развитию регионов, является также рассмотрение и упоминание их во всех основных программных документах только на уровне областей, а ведь есть еще и первичный уровень, который и является основным звеном конкурентного преимущества территории. На мой субъективный взгляд, существует и проблема «непринятия» помощи. Поясню: за последние 3—4 года у нас в стране разработаны Стратегии устойчивого развития областей до 2022 года, паспорта территориально-ориентированного развития всех 118 районов и ряд других документов. Однако я вижу, что очень немногие органы местной власти воспринимают данные документы как ориентир в дальнейшем развитии.

— Представлены ли в современном белорусском законодательстве в достаточной мере методологические основы государственного регулирования регионального развития?

— У нас нет официально утвержденных стратегий регионального устойчивого развития. Они появятся только при принятии нового Закона «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь». Сейчас местные органы власти сами решают, необходимо ли им использование данных рекомендаций и разработка стратегии. Надеемся, что официально утвержденные стратегии устойчивого развития появятся не только на областном, но и на районном уровне, когда будут изучены и отражены конкурентные преимущества развития территорий и определены стратегические направления повышения их конкурентоспособности, взаимоувязанные по ресурсам и времени. Я также очень надеюсь, что в ближайшей перспективе у нас появится закон о региональном развитии, министерство регионального развития, а также агентства регионального развития в каждой области, которые смогут выявить все возможные направления повышения конкурентного потенциала каждой территориальной единицы нашей страны.
Что касается борьбы с безработицей, то здесь необходимо создавать новые рабочие места, сокращать существующий разрыв между количеством подготовленных кадров и реальными потребностями рынка. Надо пересмотреть вопросы конкуренции государственных и частных организаций, разрабатывать стратегии развития регионов. Местные органы власти должны быть наделены большими правами, а дотирование АПК необходимо, на мой взгляд, частично сократить.
shamko@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter