Битва пломбиров с мелоринами

Для многих производителей белорусского мороженого это лето оказалось на удивление "прохладным".
Для многих производителей белорусского мороженого это лето оказалось на удивление "прохладным". Только в Минской и Витебской областях предприятия Минсельхозпрода сократили производство холодных сладостей по сравнению с прошлым годом почти наполовину. А в целом по системе падение составило 10 процентов. И даже в 30-градусную жару очередей у лотков с мороженым не увидишь.

Сегодня хладокомбинаты загружены лишь на 40 процентов. Если в 1999 году объем производства мороженого по 23 предприятиям Минсельхозпрода составил 28 тысяч тонн, то в прошлом - всего около 13 тысяч тонн. Конечно, немалую роль здесь сыграла потеря российского рынка. При бурном развитии у соседей собственной молочной промышленности наше мороженое просто не выдерживает конкуренции. К примеру, за первые 5 месяцев этого года из страны экспортировано 925 тысяч тонн мороженого, что почти в 6 раз меньше, чем годом раньше.

Другое дело - внутренний рынок. В Беларуси мороженое производят 34 предприятия. В последнее время значительно выросла доля "частного" продукта. Причем говорить о его качестве очень сложно. Большинство частных компаний использует для производства мороженого растительное сырье. К сожалению, нередко оно бывает неизвестного происхождения и не отличается высоким качеством. Использовать в мороженом вместо сливочного масла растительные жиры дешевле и выгоднее. Но в таком случае его нельзя называть ни пломбиром, ни сливочным, ни молочным продуктом. В Америке такое мороженое называется мелорином.

В Беларуси скоро будет принят новый ГОСТ на мороженое, который разрабатывается на основе российского. А российские специалисты сейчас говорят о несовместимости растительных и животных жиров. Ведущие западные фирмы применяют растительное сырье (как правило, это высококачественное кокосовое масло), не комбинируя его с молочным жиром. И потребитель имеет прекрасную монопродукцию, не уступающую классическому мороженому. Получить же хорошее качественное мороженое из смеси дешевых растительных жиров с молочными невозможно. По словам научного сотрудника Валерии Шпак, занимающейся разработкой ГОСТа, наше мороженое по микробиологическим показателям отстает от импортного. И сейчас разрабатывается биологически активный состав, который насытит мороженое микроэлементами и витаминами.

Сегодня много разговоров вокруг совместного предприятия "Санта-Бремор", производителей широко рекламируемого мороженого "Топ". Так как это предприятие находится в свободной экономической зоне, его продукция должна идти на экспорт. А на внутреннем рынке может появляться только качественно новый продукт. Собственных же производителей мороженого у нас хватает, и поэтому "Санта-Бремор" составляет им во многом неоправданную конкуренцию. Хотя представители фирмы считают иначе и преподносят свой продукт как новинку. "Наше мороженое занимает всего около 15 процентов на рынке, - говорит начальник отдела маркетинга и рекламы Ярослав Бас. - Если уйдем мы с белорусского рынка, наше место займут иностранные предприятия".

Кроме того, часть рынка мороженого теряется из-за других прохладительных товаров, главным образом пива. "Все дело в агрессивной рекламе этих продуктов, - считает заместитель директора Минского хладокомбината N 2 Нина Кухаренко. - Рентабельность нашего мороженого - всего 3,7 процента. А что можно сделать в рекламном бизнесе за такие копейки? Тогда как расходы на рекламу пива ежемесячно составляют несколько миллионов долларов".

Покупатели высказывают недовольство по поводу скудного ассортимента. Более того, за последнее время в три раза сократилось количество уличных лотков. А ради одного мороженого в магазин никто не пойдет.

Белорусы всегда ели мороженого меньше, чем иностранцы. Среднестатистический американец съедает в год 21 кг мороженого, минчанин - не более 2 кг, а провинциал - и того меньше. Многие связывают это еще и с низкой покупательной способностью. "Если раньше брали, не задумываясь, по пять порций мороженого, - жалуется продавец-лоточник, - то сегодня покупатель лишний раз призадумается, что лучше: мороженое или пакет молока".

"Конечно, мороженое, - отвечала рядом стоящая девчонка и протянула продавцу 200 рублей. - Оно настроение поднимает".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter