Бить или не бить?

"Я никогда не любила тебя, хотя хотела любить.
"Я никогда не любила тебя, хотя хотела любить. Но как можно любить человека, который унижал меня столько лет? Вместо ласки и защиты я получала от тебя одни пинки. Все тебе было во мне не так: плохо сидела, плохо ела, плохо говорила, оценки были плохие - и ты устраивал очередной скандал. Когда была маленькой, ставил в угол, где было темно и страшно. Запирал в ванной, чтобы "не болталась". За "тройки" в дневнике обзывал дебилкой. А за новую прическу, сделанную в 9-м классе, избил кабелем... Ты не должен был меня бить, ведь я не сделала ничего плохого! У меня навсегда остались рубцы от твоих побоев. Но страшнее рубцов - горечь и ненависть в душе. Мое главное желание - никогда больше тебя не видеть..."

Это строки из письма дочери-студентки своему отцу. Немолодой и растерянный мужчина показал это письмо психологу в центре помощи семье и детям. Говорил, что только сейчас понял, что сам разрушил отношения с самым близким и дорогим ему человеком - любимой дочкой. Хотя ведь хотел как лучше, вот и воспитывал ее в строгости...

Такая "строгость" - унижения, оскорбления, побои - вполне обычная в отношениях родителей к детям. Как показывают данные социологических исследований, физическое, эмоциональное, психологическое насилие стало нормой жизни практически во всех семьях, независимо от социального статуса, образования или доходов родителей. 68 процентов мужчин и 55 процентов женщин не видят ничего плохого в методах так называемой репрессивной педагогики - то бишь в побоях. Насилие в семье проявляется в 2 раза чаще, чем на улице. Причем долгое время проблема насилия над детьми вообще замалчивалась, официальных статистических данных об этом у нас до сих пор нет. Как-то проясняют картину данные МВД союзной России. Здесь на учете в органах милиции состоят 4 миллиона человек, совершивших насильственные действия в семье по отношению к детям. Из них 205 тысяч - люди с так называемой неустойчивой нервной системой. 400 тысяч - алкоголики, 40 тысяч - психически больные. Произведя несложные арифметические действия, получаем, что почти 3,5 миллиона семейных истязателей - вполне нормальные, социально адекватные и уважаемые в обществе люди. Примерно такая же картина и в нашей республике.

Почему же эти нормальные и уважаемые люди выбирают такую ненормальную форму воспитания своих детей? Ведь большинство родителей детей своих, конечно же, любят и желают им добра. Специалисты по семейной педагогике дают такое объяснение. У взрослых сформирован "устойчивый феномен": воспитание они понимают как некие насильственные действия - угрозы, побои. Почему этот самый феномен сформирован? Да самих взрослых в свое время учили уму-разуму подзатыльниками да ремнем! И, создав свою семью, они воспроизводят в ней знакомую модель отношений с детьми.

Как реагируют дети на такое воспитание? В минских школах психологи провели анкетирование с целью это выяснить. 75 процентов школьников ответили, что насилие вызывает у них ненависть. У каждого третьего ребенка возникает желание исчезнуть. А были и такие, кто хотел бы... убить обидчика. Ну а самих детей действительно убивают: 10 процентов семейных истязаний, по данным уголовной статистики, заканчивается для детей смертью... Но даже если родительские побои и жестокость не приводят к летальному исходу, бесследно такое "воспитание" не проходит. Дети ожесточаются, психологически ломаются. Многие из них пытаются избавиться от такого воспитания, просто убегая из семьи, - только по официальным данным, больше 2 тысяч детей в республике бродяжничают. Есть и другие проявления того, что специалисты называют девиантным поведением: правонарушения, наркомания, суицидальные попытки. Количество которых, кстати, увеличилось за последние годы минимум в 10 (!) раз. Только за минувший год удалось предотвратить почти 250 попыток детей и подростков свести счеты с жизнью...

Но даже если после родительских разборок ребенок становится вроде бы послушным, "двойку" на "четверку" по злополучной алгебре исправляет и вообще выполняет все требования мамы и папы, поводов для беспокойства у последних немало. Потому что ничто так не разрушает психическое здоровье детей, как насильственные методы воспитания. Психологи Национального института образования уже несколько лет проводят исследования психического состояния школьников республики. Их результаты дают такую картину. В младшем возрасте только 27 процентов детей можно отнести к группе психически здоровых. Остальные - это так называемая группа риска, причем у 21 процента из этой группы зафиксированы нервные расстройства, у 49 - предрасположенность к ним. Повышенная агрессивность наблюдается вообще у большинства детей 9 - 12 лет - это критический возраст, по мнению специалистов, для дальнейшего формирования личности ребенка. В старшем возрасте положение еще ухудшается: почти половина учеников 7 - 11-х классов испытывают чувство отчужденности, отверженности, слабые эмоциональные связи с родителями. Очень сильно у детей всех возрастов чувство страха - более чем в 2 раза превышает возрастную норму. Особенно отмечают исследователи такое травмирующее для ребенка событие, как наказание. Психологи проводили опрос молодых людей 20 - 25 лет, и все они назвали как самую большую свою детскую травму родительское наказание. Подобно зареванной детской обиде о нем вроде бы забыли, но через годы, во взрослой жизни, оно проявляется болью... Всего же в пограничном состоянии психики, а также перешагнувшими это состояние оказались за прошедший год более 50 тысяч детей. Вот такой результат воспитания с помощью окриков и ремня...

...Года два назад, написав статью об отце, который избивал двоих своих малолетних детей и в конце концов по пьянке убил малышей, я получила немало откликов наших читателей. Были среди них и откровенно меня озадачившие: мол, надо к таким отцам милиционеров приставлять, чтобы предотвращать преступления и проводить профилактическую работу. Может, и надо, только ведь милиционеров не хватит, чтобы приставлять к каждому, кто детей своих лупит. Да и как, интересно, эту самую профилактическую работу с такими папашами проводить: милицейской дубинкой им что ли "по шарабану"? А может, лучше и без дубинки, и без батькиного ремня, и без окриков на детей? Ведь все мы их любим!

На снимке: - Давай поставим родителям "двойку" по поведению.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter