Билет в Историю

На юге Псковщины минчане искали наши затерянные древности "Той, хто падарожнiчае з по›начы › бок Беларусi, бачыць перад сабою велiзарныя в„скi накшталт мястэчак, белыя мураваныя касц„лы i камянiцы дваро›, шырокiя засеяныя палi, сям-там невялiчкi хва„вы бор або бярозавы гай.
На юге Псковщины минчане искали наши затерянные древности

"Той, хто падарожнiчае з по›начы › бок Беларусi, бачыць перад сабою велiзарныя в„скi накшталт мястэчак, белыя мураваныя касц„лы i камянiцы дваро›, шырокiя засеяныя палi, сям-там невялiчкi хва„вы бор або бярозавы гай... Аднак калi „н наблiжаецца да межа› Себежа i Не›ля, то бачыць перад сабою разлеглыя ц„мныя пушчы, якiя, быццам хмары, навiсаюць на даляглядзе... Дзе-нiдзе позiрк сустракае вытырклы памiж хвоямi жалезны крыж пакрытае мохам каплiчкi, перад дзвярыма якой на двух хва„вых слупах вiсяць або два, або тры званы; па ваколiцах раскiданы магiльныя крыжы i камянi..." Так с описания своих родных мест, ныне входящих в состав Псковского района России, начинает своего "Шляхтича Завальню, или Беларусь в фантастических рассказах" Ян Барщевский.

Кто не читал этих дивных историй, полных тайн, зачаровывающих не меньше легенд о греческих богах! Для читателя они - плод фантазии талантливого автора. Но даже сегодня, через два столетия, мы еще имеем шанс убедиться, что все рассказанное писателем если не сущая правда, то, по крайней мере, уж точно не выдумка. Удостовериться в том, что рассказанное некогда Барщевским - правда, этим летом попытались историки-романтики из Минска, отправившись в экспедицию в родные места писателя. Совсем недавно они вернулись домой и поведали нам об увиденном и услышанном.

"Не удивляйтесь, что мы за традиционной белорусскостью ездили в Россию, - предупредил меня Алексей Глушко, руководитель экспедиции, председатель Студенческого этнографического общества, созданного при Национальном научно-просветительском центре им. Ф.Скорины. - Земли южной Псковщины всегда были тесно связаны с Беларусью, о чем свидетельствуют язык и культура этого края. А государственная граница, разделившая на две части родину Барщевского, еще не повод для сомнений в ее "свойскасцi". Ну а сейчас о чем-то сожалеть, наверное, уже не имеет смысла. Да и граница - категория не вечная: сколько их тут проходило!

Вообще, Барщевский и его герои - это только фрагменты южной Псковщины, а точнее Себежского района области, который даже для научного мира остается мало исследованным, а для "паспалiтага" человека, наверное, совсем terra incognita. Поэтому предлагаю небольшую виртуальную экскурсию по достопримечательностям края - такого близкого и далекого.

Сколько было собрано ребятами в экспедиции всякого интересного, даже перечислять не стану - места не хватит. Но главное, что за несколько дней было получено невероятное эмоциональное удовольствие - от близости и чувства родства, которые возникали от общения с местными жителями. Это не только частично сохранившаяся даже среди молодежи (!) белорусская речь, но и живой интерес местных жителей к Беларуси. Поэтому себежчане активно помогали минчанам - и сотрудничество даром не прошло. Студенты-этнографы отыскали множество дивной формы камней со всякими таинственными знаками, вероятно, начертанными во времена язычества, святые источники, а найденный каменный идол, посвященный женскому божеству (вообще "женские" идолы - большая редкость!), даже заинтересовал Себежский краеведческий музей, который в конце концов забрал к себе древнюю святыню.

А вот местные легенды, многие из которых не знал даже Барщевский (или просто не поведал нам?), ученые узнают только после выхода сборника материалов экспедиции. Предания Себежчины рассказывают о церквах, провалившихся под землю, что является отголоском существования ранее на этих местах языческих святилищ, об озерах - "чертовых" и "божьих", многие из которых почитаются как святые. Говорят, например, что купание в озере, именуемом Белым, помогает от болезней, нужно только перед окунанием в него бросить в воду "белую", то есть серебряную, монету. А вот "черные" озера, действительно мутные и кажущиеся грязными, - небезопасные, это владения нечистого.

Один из местных жителей "вспоминал", что жили на этой земле когда-то "литовцы" - мифические великаны, населявшие заброшенные тысячу лет назад городища и воевавшие с соседями каменными орудиями. А севернее от Себежа сохранились легенды о князе Витовте, так что можно представить, какая история здесь покоится: только бери и черпай (здесь же вам покажут еще пару "мемориалов" - Витовтову гору и Витовтову криницу)!

Словом, некоторые легенды настолько прозрачны, что "узнать" родную историю может даже школьник.

...А я, наслушавшись их легенд, подумал: красиво-то оно - да! Но не вечно - цивилизация скоро "съест" последних свидетелей истории. А кто раскопает многочисленные архивы, собранные исследователями? Какой смысл собирать предания старины, если многие из них в век компьютеризации и кока-колы так и будут лежать если не в земле, то пылиться на полках? Наши этнографы-искатели о таких "земных" вещах не задумываются. Говорят-утешают, что-то рано или поздно кому-то да обязательно пригодится. К тому же, например, каждый "ручнiк" (во многих местностях превратившийся, к сожалению и ужасу, в обыкновенное полотенце, а то и в половую тряпку; а сколько их спасено и ныне радует глаз!) - это произведение искусства, каждый орнамент - это шифр, древние письмена, цена которым не меньшая, чем шумерским глиняным табличкам. Это мы думаем, что крючки да ромбики - для красоты. А на самом деле - это текст, письмо из прошлого: кто его прочитает, может, и найдет тот самый заветный путь к концу тоннеля, по которому мы все идем-идем, да никак не выйдем.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter