Биатлонный сериал стартовал, но не финишировал

Одним выстрелом

Первый канал, а следом за ним и ОНТ досрочно убрали из сетки вещания биатлонный сериал "Выстрел", дав зрителям "насладиться" лишь четырьмя сериями из двенадцати отснятых. К стартующему сегодня в Раубичах чемпионату мира среди юниоров это, конечно, вряд ли имеет какое-то отношение. Хотя с какой стороны посмотреть.

Фото: Первый канал

Спорт - это отдельная каста. Целый мир. Своя вселенная. Там такие сценарные повороты и "лав-стори" закручиваются, что никаким кинематографистам даже не снилось. Но любое проникновение на территорию спорта и спортсменов должно быть согласовано. Здесь свои законы и свои каноны. И вряд ли стоит удивляться, что российское кино о спорте не первый раз попадает впросак, стреляя из пушки по воробьям, и подвергается критике жесткой и непримиримой. Так было с лентой "Легенда # 17", например, в весьма вольном изложении рассказавшей о судьбе великого советского хоккеиста Валерия Харламова и тренерском гении Анатолия Тарасова. Зрители, от спорта далекие, жевали попкорн, размазывали по щекам слезы и кричали бис. Суровые хоккейные болельщики со стажем хмурили лбы и плевались. Оно, конечно, может, и талантливо было снято и сыграно, однако от некоторых сюжетных поворотов и совершенно далекой от практики и исторической действительности трактовки сценаристом и режиссером определенных жизненных и спортивных моментов просто вставали дыбом волосы. Хотелось не то плакать, не то смеяться. Все понятно, у кино свои законы жанра, но всему есть границы.

Сериал "Выстрел", надо полагать, задумывался как некое патриотическое кино с замахом на драматизм. Осуществить задуманное проникновение великой киношной мысли в массы взялась Зоя Кудря - сценарист очень известный, о чем говорят ее предыдущие работы: "Граница. Таежный роман", "Охота на изюбря", "Ликвидация", "Адмирал"... Фильмы, заметим, весьма рейтинговые, но к спорту имеющие такое же отношение, как мячик для пинг-понга к пушечному ядру. С биатлонной тематикой все эти картины связывает, пожалуй, только тема оружия: в биатлоне тоже есть винтовки. И по закону жанра ружье, конечно, выстрелило.

Вообще, "Выстрел" - это некая калька с "Легенды", такая же фантасмагорическая утопия. Фантазии дилетанта на тему спорта. С лихостью перепутано все, что только можно было перепутать, в одну телегу без тени смущения впряжены конь и трепетная лань. Первым, глянув на телеэкран и обалдев, забил в колокола никогда не лезший за словом в карман четырехкратный олимпийский чемпион Александр Тихонов: "Я посмотрел первые серии фильма "Выстрел" и даже выдержал до конца. Пусть меня простят актеры, но сценарий абсолютно бездарный. Раздаются возмущенные звонки с Камчатки, Хабаровска и даже с Кавказа от людей, которые смотрят биатлон. Ребята-борцы, олимпийские чемпионы и чемпионы мира, с которыми я дружу много-много лет, говорят: "Что это такое? Это выстрел по кому? Выстрел по биатлону?" Я понимаю, что это художественный фильм, но почему не привлекли никого из профессионалов? У нас масса тренеров, ветеранов спорта, которые могли бы проконсультировать авторов фильма, рассказать десятки интересных историй".

Описывать все нестыковки "Выстрела" и прочий его сюжетный "артхаус" смысла нет: киношники все равно останутся при своем мнении, а спортсмены при своем. У них разное понимание жизни и культурной материи как таковой. Для одних вымысел - это профессия и жизнь, для других жизнь - это спорт. А он драматичен сам по себе. И не нуждается в рюшечках и завитушках, не терпит вольности в изложении. Но дело даже не в этом. Факт того, что кино о спорте вдруг снимают с эфира, заставляет задуматься. Что ни говорите, а спорт в современной жизни уже давно стал немножко больше, чем просто забавой.

Кино - оно и есть кино. Но если вы хотите настоящих эмоций, живой радости и неразбавленного адреналина - езжайте в "Раубичи": целую неделю здесь будут подавать их в достатке.

Советская Белоруссия № 31 (24661). Среда, 18 февраля 2015

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter