БГПА - это круто

Техническое образование становится все более популярным.
Техническое образование становится все более популярным. Оно и понятно: во всем мире спрос на технарей. С одной стороны, нет ничего удивительного в том, что нынче более 10.000 абитуриентов подали заявления в Белорусскую государственную политехническую академию, из них более 2.000 - медалисты. По сути, желание стать студентом "политеха" изъявил каждый десятый выпускник средней школы. Общий конкурс - 5,5 человека на место, причем на 37 специальностях - конкурс среди медалистов. Так что ситуация беспрецедентная. А значит, есть повод побеседовать с доктором технических наук, профессором, заслуженным работником образования республики, членом Совета по взаимному признанию и эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и званиях при Интеграционном комитете Евразийского экономического сообщества, ректором БГПА Борисом ХРУСТАЛЕВЫМ о том, какими видятся ему перспективы развития старейшего в Беларуси и одного из крупнейших на территории СНГ инженерного вуза, высшего технического образования республики в целом?

- Но вначале, Борис Михайлович, хотелось бы услышать ваши впечатления о II Всебелорусском народном собрании, делегатом которого вы были.

- Форум, несомненно, оставил глубокий след у всех его участников и жителей нашей республики. Меня как представителя высшей технической школы особенно интересовали вопросы развития науки, техники, новых наукоемких технологий, внедрения научных достижений в производство, образовательной деятельности. Порадовало, что они нашли отражение и в докладе А.Лукашенко, и в выступлениях лауреата Нобелевской премии Ж.Алферова (кстати сказать, Жорес Иванович не только наш земляк - в 1947/48 учебном году он был студентом энергетического факультета БПИ), академиков А.Войтовича, И.Волотовского и других. Задача определена вполне конкретно: необходимо особое внимание уделить прикладной науке, что позволит поднять на более высокий уровень весь народнохозяйственный комплекс страны, в кратчайшие сроки решить многие экономические и социальные проблемы.

- Думается, для БГПА - старейшего высшего учебного заведения республики, крупнейшего на территории СНГ вуза - эта задача тоже актуальна.

- Безусловно. На протяжении всей своей истории академия играла важную роль в развитии народнохозяйственного комплекса как Беларуси, так и бывшего СССР. За 80 лет наш вуз подготовил для базовых отраслей народного хозяйства, органов управления 130 тысяч высококвалифицированных специалистов.

Они-то, по большому счету, и обеспечили достижения, которыми гордится наша страна. Сегодня на 14 факультетах и в Барановичском филиале обучается почти 27 тысяч студентов, аспирантов, стажеров, магистрантов, слушателей, а весь коллектив вуза - более 32 тысяч человек. Подготовку специалистов по 49 специальностям ведут около 1.600 преподавателей 94 кафедр. Научно-педагогический коллектив - это 2.500 сотрудников! БГПА стала базой для открытия практически всех технических вузов нашей страны, многих научно-инженерных центров и УНПО, центров повышения квалификации и переподготовки инженерно-технических кадров.

Любопытный факт: сейчас в Беларуси ведется подготовка почти по 90 специальностям технического профиля и более половины из них - в БГПА. В составе вуза более 50 научных лабораторий, секторов, СКБ, центров и институтов, а также опытно-экспериментальный завод. 60 процентов выполняемых в вузах страны научно-исследовательских работ приходится на БГПА. В каждом (!) экспортируемом из республики промышленном изделии есть доля ученых и выпускников нашего "политеха". Здесь около 30 научных школ, получивших международное признание и обеспечивающих подготовку специалистов высшей квалификации. За последние 5 лет сотрудники защитили более 40 докторских и свыше 120 кандидатских диссертаций. Без ложной скромности скажу, что БГПА обеспечивает 60 процентов потребностей республики в квалифицированных специалистах в области машиностроения, 90 процентов - энергетики и металлургии, 70 процентов - строительства, 100 процентов - архитектуры. В БГПА сосредоточено 85 процентов докторов технических наук республики в области машиностроения, транспорта, металлургии, строительства и архитектуры. Практически все крупные промышленные предприятия Беларуси возглавляют наши выпускники.

В последнее время значительно повысилась роль БГПА как многофункционального технического учебного заведения. Академия координирует деятельность всех инженерно-технических вузов республики по разработке типовых и учебных планов и программ, подготовке учебников, учебно-методической литературы. Она активно участвует в формировании нормативной базы высшего и среднего специального образования. БГПА - инициатор принятия образовательных стандартов по инженерным специальностям.

- От чего, как вы считаете, будет зависеть эффективность вузовской науки в начале XXI века?

- Во-первых, давайте уточним: наука - едина. Она не может быть академической, вузовской, отраслевой... И значит, есть смысл говорить о роли исследований, которые выполняются в том или ином научном коллективе. Причем речь должна идти не о "голой" научно-исследовательской работе в вузах, а о комплексе, включающем: фундаментальные исследования, поисковые и прикладные исследования, разработки, опытные образцы, маркетинговые исследования, производство и реализацию своей продукции. То есть не только о научно-исследовательской, но и об инновационной деятельности наших коллективов. Безусловно, определяющим является правильный выбор исследовательских приоритетов. Полагаю, в структуре научно-исследовательских работ необходимо примерно до 70 процентов повысить долю прикладных исследований. Разумеется, нужны достойная оплата труда, определенные социальные гарантии исследователям и разработчикам. Возможно, имеет смысл возродить институт государственного заказа, увеличить долю прикладных НИР в государственных научно-технических программах и даже создать новую ГНТП прикладного профиля. Вероятно, стоит подумать и о временном перераспределении финансирования именно в пользу прикладных исследований. От этого во многом будут зависеть темпы создания импортозамещающих технологий и оборудования, что позволит отказаться от дорогостоящих валютных закупок. Ну а новые и высокие технологии, как вы понимаете, - это то, с чем можно выйти на внешний рынок. В особой поддержке нуждаются прикладные НИР по проблемам материало-, ресурсо- и энергосбережения.

Стимулом для создания конкурентоспособных разработок служит международное научно-техническое сотрудничество. Вполне открыты для белорусских технологий Азиатско-Тихоокеанский регион, Китайская Народная Республика, отдельные разработки БГПА занимают достойное место на европейском и мировом рынках. Огромное значение имеет сотрудничество с Россией: многие разработки наших вузовских ученых в области, скажем, добычи и использования полезных ископаемых, систем диагностики нефтепроводов, восстановления быстроизнашивающихся деталей нефтехимического оборудования имеют хорошие шансы стать товаром на российском рынке.

- И в то же время не секрет, что многие научные разработки не доходят до производства...

- Будет их авторам выгода от внедрения и быстрой отдачи - вопрос решится сам собой. Конечно, нужны маркетинг, активный трансфер технологий, реклама разработок. Нужны свободные экономические зоны новых и высоких технологий. Они обеспечивают приток инвестиций в развитие производств, основанных на результатах прикладных исследований, способствуют интеграции образования, науки, производства, государственной власти и потребителей в интересах социально-экономического развития как отдельных регионов, так и страны в целом. Хороший пример - сотрудничество ученых и специалистов БГПА и БМЗ.

- Каковы, на ваш взгляд, перспективы технического образования в республике?

- По-моему, очень неплохие. Наша основная задача - подготовка кадров, которые уже в ближайшее время смогли бы окупить затраченные на их учебу средства и создать конкурентоспособную продукцию. За последние годы в академии открыты 18 нужных республике новых специальностей и специализаций, 3 из них - в этом году. Нас очень радует, что ребята выбирают "политех". Это значит, они верят в будущее республики, в то, что инженеры будут востребованы народным хозяйством.

Что же касается развития технического образования в целом, то здесь важнейшими факторами становятся энерго- и ресурсосбережение, экологическая безопасность новых технологий, образцов техники, интеллектуализация машин и производств. Стремясь обеспечить науку высококвалифицированными кадрами, БГПА постоянно совершенствует учебный процесс. Уже сегодня "политех" готов взять в свою структуру техникумы, ПТУ, колледжи, лицеи, отдельные предприятия, что, на наш взгляд, позволит поднять на новый уровень качество подготовки специалистов высшего и среднего звена.

Специфику научно-исследовательских работ в XXI веке во многом определяют конкурентоспособность и соответствие продукции мировым стандартам. Необходима коммерциализация НИР. Вот почему на базе БГПА формируется принципиально новая система высшего технического образования, позволяющая более активно использовать научный, промышленный, ресурсный и экономический потенциал. В академии разработан проект государственной научно-технической программы "Организация системы технологического обновления производственной базы в Республике Беларусь", а также инновационный проект создания свободной экономической зоны новых и высоких технологий "Политехнополис-2000". Причем мы выбрали и предлагаем свой, новый для нашей республики проект, во главе которого крупный инженерно-технический вуз со своими идеями, разработками, технологиями, реализация которых позволит ускорить процесс внедрения научно-технических разработок, повысить конкурентоспособность отечественной продукции. Технопарк - это то, что студента, профессора, инженера, рабочего делает предпринимателями в научно-производственной сфере. Это то, что оживляет, поднимает уровень развития промышленности, всей экономики любой страны. Еще одна задумка - создание межрегионального центра трансфера технологий на муниципальном уровне с участием Минска, Санкт-Петербурга, Волгограда, Ижевска, Республики Крым и т.д.

Научные исследования преподавателей, аспирантов и студентов академии по фундаментальности, широте тематики и прикладной значимости соответствуют требованиям, предъявляемым международными стандартами к учебным заведениям университетского типа. Более того, это одна из немногих государственных структур, которая создает технологию, способную конкурировать на мировом рынке уже сегодня, а именно - технологию подготовки кадров. Я имею в виду подготовку студентов как белорусских, так и иностранных, на платной основе. В связи с этим актуальной представляется разработка перспективного плана развития высшего технического образования, плана, предусматривающего укрепление и развитие материально-технической базы БГПА как головного вуза в этой сфере. Мы убеждены, что решение проблем БГПА на государственном уровне будет во многом способствовать развитию научно-технического потенциала страны и созданию всех условий для перехода на инновационное развитие экономики в целом в соответствии с Основными положениями Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001 - 2005 годы.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter