Безвозмездно. Но не даром

Что мешает передавать заброшенные постройки частникам?

Что мешает передавать заброшенные постройки частникам?


Похоже, эти четыре послевоенных сарая — все, что требовалось для счастья хойникским фермерам. Павел и Валентина Прищепы прямо светятся, когда любуются старыми коровниками. По мне, так и крыши там небезопасные, и общий вид далеко не изящный... Но новых владельцев все это не смущает. Главное — стены есть. Мол, «будут кости — мясо нарастет».


В Гомельской области создан прецедент: впервые заброшенные совхозные постройки бесплатно отданы на 10 лет в пользование частнику — фермерскому хозяйству «Наш пан». Семья Прищепов строит планы...


— Эх, были бы эти сараи у нас год назад, тут уже две сотни свиней могли стоять, да еще 80 бычков поместились бы... — вслух мечтает Валентина Прищеп и сама же пугается своих слов: — Ой, вы ж не подумайте, мы не жалуемся! Дали — и спасибо...


Но сараи далеко, а фермеры–то — в Хойниках. Здесь же и вся скотина. Валентина Васильевна демонстрирует условия: в загородке за домом копошатся здоровенные кабаны. Пока под «производственные площади», помимо не очень просторного подворья самих супругов, мобилизованы дворы да сараи и детей, и друзей. Таким образом, на «временных квартирах» по Хойникам обитают в надежде на расширение 70 свиней (в том числе 20 маток — особо ценные животные, с которых хозяева чуть ли не пылинки сдувают).


— А мишки! — из–под стола возмущается 5–летний внук Максим.


Надо же — «мишек» забыли перечислить. Это — быки. Они тоже фигурируют в бизнес–плане и считаются важным условием скорого процветания, в котором Прищепы ничуть не сомневаются.


Кстати, на девятерых внуков глава хозяйства рассчитывает как на продолжателей бизнеса. (Название «Наш пан» образовано из заглавных букв фамилии–имени–отчества младшего — Прищепа Антона Николаевича.) Те стараются — Павел Петрович доволен:


— Я за полено берусь — Макс уже бежит, с другой стороны хватается...


Опять же: трое сыновей и невестки в деле задействованы. Им–то ничего объяснять не надо — всегда готовы действовать. Работе радуются как дети: было бы к чему руки приложить.


— Теперь–то у нас каждый день «субботники» будут, — сын Василий таким раскладом полностью доволен. — Это ж все для себя, для собственного, так сказать, благосостояния!..


...«Нива» прыгает с кочки на кочку, подбираясь к пресловутым сараям. Василий, сидящий за рулем, опережает мой вопрос:


— Ну да, и дорогу надо делать. Все будет, дайте только раскрутиться... А вообще — я, конечно, всех тонкостей не знаю, но таких вот построек, которым нужен хозяин, по району — валом. И желающих их получить, думаю, найдется немало...


Здания, которые достались «Нашему пану», находятся в деревне Загальская Слобода. Здешнее население — человек пять. Коровники принадлежат местному сельскохозяйственному предприятию, но лет десять не использовались. Некому в них работать, деревня–то вымерла. А возить рабочую силу за тридевять земель посчитали нецелесообразным. Прищепы планируют тут плотно обосноваться, перебравшись из райцентра. Пока арендовали пустующий дом — благо такого добра тут хватает.


Внутри сараев сейчас пусто. Надо все подготовить для приема скотины.


— У нас все подробно расписано, какие животные где будут стоять, все процессы, — Валентина Прищеп не расстается с распечатанным бизнес–планом. — Вот только сараев и не хватало. Теперь за аренду с совхозом полностью рассчитаемся...


— Постойте. Что за аренда? Вам же бесплатно все отдали...


Оказывается, есть любопытный нюанс. Получить в пользование эти помещения в Загальской Слободе фермеры пытаются с 30 ноября прошлого года. Тогда же, ввязавшись в бумажную эпопею, арендовали одну из четырех построек — заброшенный зерносклад. На пару недель, пока передачу не оформят документально. Корма–то хранить надо... «Пару недель» затянулись почти на год. Арендная плата за использование не нужного никому (кроме Прищепов) сарая начислялась аккуратно — по 600 долларов в месяц. При этом бизнес–то завис — как раз из–за отсутствия площадей. Таким образом, на «Пане» нынче висит долг в 12 миллионов рублей за аренду постройки, которую впоследствии они получили вроде как бесплатно. Хотя лично я не уверен, что все эти коровники вместе взятые столько стоят...


— Теперь дело пойдет! — главе хозяйства на мой скептицизм внимание обращать некогда. С помощью Макса он бодро загружает комбикорм в мешки. — До холодов надо еще места для животных подготовить, окна заделать, свиней сюда переселить...


Что больше всего радует во всей этой истории, так это настроение семейства. У молодежи и мысли не возникает уехать куда–то, искать выгод в городе. Утверждают, что здесь лучше.


За последующие годы Прищепы обязаны создать в практически мертвой деревне не менее 10 рабочих мест, сохранив специализацию — животноводство. Если по итогам 10 лет будут выполнены все пункты бизнес–плана — может идти речь о передаче животноводческого комплекса в собственность...


В любом случае район и его жители ничего не потеряют.


Кстати


Указом Президента «О некоторых мерах по вовлечению в хозяйственный оборот неиспользуемого государственного имущества» (№ 108 от 27 февраля 2007 года) предусматривается возможность передачи собственности объектов в безвозмездное пользование или собственность индивидуальных предпринимателей и негосударственных юридических лиц.


Цифры


По данным фонда «Облимущество», в Гомельской области пустует более 300 объектов. На аукционы выставлено более сотни объектов за 1 базовую величину. С начала года подобным образом проданы 53 постройки.


Комментарий


Екатерина Зенкевич, директор Гомельского областного территориального фонда государственного имущества:


— Безвозмездная передача собственности в пользование фермера — уникальное событие для области. Это первый случай, несмотря на то что формально такая возможность существовала еще с 2007 года. Причина — в сложности процедуры. Например, изначально комплексная экспертиза бизнес–планов должна была проводиться в Минске... Но с августа это может происходить на районном уровне — стало значительно проще. Конкретный результат мы и видим в Хойникском районе.


Пока других подобных заявок у нас нет. Но мы проинформировали райисполкомы о такой возможности для привлечения инвестора в аграрный сектор, о том, что процедура упростилась. Кстати, это касается и продажи объектов с аукциона со стартовой ценой в одну базовую величину.


Фото автора.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter