Безответственных родителей привлекают к ответу

Основная  причина  семейного  неблагополучия  —  пьянство  родителей 

Основная  причина  семейного  неблагополучия    пьянство  родителей 

«Ребенок в любом случае должен воспитываться в семье. Никто не имеет права отнять его!» — в одном из споров горячо убеждал меня муж, кубинец по происхождению. Пришлось возразить, что есть такие горе-родители, которые попросту не хотят этого делать или не могут, поскольку сами нуждаются в помощи того же врача-нарколога. Впрочем, и его позицию понять можно: в ряде стран отдавать детей в детские дома не принято, да и учреждения эти не везде есть. Нет их, например, в Швеции, где недавно стажировались белорусские специалисты, работающие с детьми из неблагополучных семей. В Беларуси же число социальных сирот, по словам начальника Управления социальной и воспитательной работы Минобразования Георгия Бутрима, ежегодно увеличивается почти на 5 тысяч. Хотя в последний год наметилась, пусть и небольшая, тенденция по уменьшению этой цифры. Но даже за самым небольшим снижением – спасенные семьи. 

И все же совсем пессимистично трактовать ситуацию не стоит. Подвижки в последние годы благодаря политике, направленной на пропаганду семейных ценностей, популяризацию большой здоровой семьи, наметились. Это можно заметить, просто оглянувшись вокруг. Об этом говорят и цифры: на начало 2007 года число многодетных семей по республике выросло до 59 тысяч, в них воспитывается более 188 тысяч детей. С 4,7 на тысячу человек в 1997 году до 3,3 в минувшем снизилось число разводов, а это тоже немаловажно. Благодаря работе детских социальных приютов, где только в прошлом году по республике побывало около 9 тысяч детей, больше половины из них смогли вернуться в свои биологические семьи. 

Но на достигнутом останавливаться нельзя. Сколько еще больных семей и несчастных детских судеб! Ведь многие из ребят, если и не находятся на воспитании в интернатных учреждениях, относятся к группе риска. По данным Минобразования, сегодня в социально опасном положении находятся около 35 тысяч детей из 10 тысяч семей. В Минске — около тысячи семей, где воспитывается более 1,5 тысячи детей. Только в одном из районов столицы —  Заводском — около 200 ребят из 147 семей находятся в социально опасном положении, к группе социального риска относятся 804 семьи и более тысячи детей. Это означает только одно: если пустить ситуацию на самотек, большинство из этих ребят осиротеют. 

Основной причиной семейного неблагополучия заместитель главы администрации Заводского района Минска, председатель районной комиссии по делам несовершеннолетних Людмила Барановская называет пьянство родителей и, как следствие, низкий материальный и культурный уровень. «В нашем районе на учете с диагнозом алкоголизм состоит более 4 тысяч человек, — рассказывает Людмила Николаевна, — 630 из которых – женщины…» 

Так каков же социальный портрет тех, кого сегодня лишают родительских прав? По словам Людмилы Барановской, 78 % лиц, обязанных возмещать расходы государства на содержание детей в интернатных учреждениях, — это представительницы слабого пола. То есть лишенный родительских прав родитель выглядит в основном так: социально уязвимая женщина, которая никогда не имела профессии, не работала, живет чаще всего за счет даже не мужа, а сожителя, переходя из одного гражданского брака в другой. Это значит, считает собеседница, что работа с девочкой, девушкой, будущей мамой, должна стать основой воспитательного процесса. И начинаться такое воспитание должно с самого раннего возраста. К слову, учреждения общего среднего образования не останутся безучастными к вопросу воспитания будущих родителей. Это будет учтено при утверждении пакета программы для 12-летней школы. 

Еще 10 процентов лишенных родительских прав – воспитанники детских домов. И это тоже серьезная проблема. За 18-летний стаж работы в комиссии по делам несовершеннолетних Людмила Барановская помнит еще бабушек тех внучек, которых сегодня лишает родительских прав. «Прошло три поколения, и это страшно, — констатирует она. – Воспитанники детских домов не видят нормальной модели семьи, поэтому для них не является наказанием или жизненной трагедией то, что мы забираем у них ребенка. Привлечь таких женщин к труду (а быть мамой — большой труд) практически нереально». 

Важную роль в процессе реабилитации семьи, по мнению специалиста, должны сыграть территориальные центры социального обслуживания населения (в их состав входят детские социальные приюты). «Государство не зря потратило деньги на эту социальную службу, — убеждена Людмила Николаевна, — поскольку заниматься только стариками и инвалидами – одна сторона медали, нужно думать и о будущем, чтобы потом стариков и инвалидов не бросали их дети и близкие». 

Детский социальный приют Заводского района – один из крупнейших в столице, рассчитан он на 35 мест, которые никогда не пустуют. С момента работы учреждения (2006 год) его посетили 135 несовершеннолетних, 54 % из которых вернулись в биологические семьи. 

Если воспитательные меры не помогают, приходится идти на крайнюю – лишение родительских прав. В прошлом году в Заводском районе в эту категорию попали 156 человек. В целом по республике таковых почти в сто раз больше. Так, по данным Министерства труда и социальной защиты на 1 июня нынешнего года, решения городских и районных судов о трудоустройстве согласно Декрету Президента № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» были приняты в отношении почти 14 тысяч нерадивых родителей. Только вот заставить эту категорию людей возместить то, что государство тратит на сирот при живых родителях (содержание одного ребенка в госучреждениях обходится государству в 250—500 тысяч рублей в месяц), очень сложно. Хотя, как отмечают в Минтруда, половина этих людей все же появилась в территориальных органах по труду, занятости и социальной защите, а 64 % из них даже были трудоустроены. И эта цифра растет. Большой вопрос: чего это стоит органам, которые за это в ответе? Ведь надеяться на сознательность, пожалуй, самой несознательной категории граждан не приходится. 

«Выполнение этого положения идет сложно, поскольку мы имеем дело с особым контингентом, – говорит, подтверждая мою мысль, Людмила Барановская. – У нас в районе вынесено 398 решений суда о трудоустройстве. 87 человек уже находятся в декретных отпусках, местах лишения свободы, ЛТП. Только 178 человек доставлено в отделения занятости. И это при том, что у нас лучшие результаты по городу! Из этого числа 88 % трудоустроили, однако половина нерадивых родителей прогуливают работу. Их давно пора уволить, но предприятия этого сделать не могут, милиция тоже не в силах заставить их трудиться. Если так пойдет дальше, они почувствуют свою безнаказанность». 

Можно, конечно, привлечь злостного неплательщика к ответственности через суд, вплоть до уголовной. Но тогда в итоге государство получит на содержание не только несовершеннолетнего ребенка, но и его родителя. Значит, нужно искать другие методы. А главное — каждый горе-родитель должен помнить, что он в ответе за свое чадо. Кстати, уже сегодня лишенные родительских прав возмещают государству на содержание своих детей более 60 % затрат. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter