Что будет включать в себя новая Концепция безопасности дорожного движения?

Безопасный стиль вождения

Какой будет новая Концепция безопасности дорожного движения?
За 10 лет на наших дорогах в два раза увеличилось количество автомобилей, при этом в несколько раз уменьшилась смертность от аварий. Это не случайность, а результат слаженной работы множества различных ведомств. В прошлом десятилетии в стране приняли Концепцию обеспечения безопасности дорожного движения. Планы на бумаге спасли сотни жизней. Но срок действия документа истек, время ставить новые задачи. Что нужно сделать, чтобы на дорогах стало еще безопаснее?

Фото  Артура  ПРУПАСА.


Нет предела совершенству


В Минске не так давно по примеру шведской компании Vision zero была поставлена на первый взгляд недостижимая цель: свести к нулю гибель на дорогах детей. Идеальная постановка вопроса ведет к абсолютно реальным результатам — в последние два года в Минске дети не погибали, каждое тяжелое происшествие с их участием становится предметом тщательного разбора, объектом пристального общественного внимания, а иногда и причиной организационных решений. К такому подходу, считает Юрий Важник, руководитель ОО «Белорусская ассоциация экспертов и сюрвейеров на транспорте», нужно стремиться по всей стране. Психологи, общаясь с детьми в Минске, спрашивали, часто ли те попадали в ДТП или похожие ситуации. Каждый третий опрошенный признался, что такое бывало, однако многие малыши не сказали об этом ни родителям, ни учителям, ни ГАИ. «А потом мы удивляемся, откуда у одного ребенка тик, у другого заикание», — резюмирует эксперт и добавляет, что не случайно в наиболее безопасных странах при минимуме случаев гибели огромное количество выявленных мелких и малозначительных с нашей точки зрения происшествий. Чтобы предотвратить беду, надо знать о явлении во всех мелочах. Самое важное — бескомпромиссность постановки проблемы.

О важности баланса


Юрий ВАЖНИК.
Фото  Сергея ЛОЗЮКА.

Юрий Важник считает, что в новой Концепции обеспечения безопасности дорожного движения в стране, которую планируется принять в конце апреля, очень важно уделить внимание смежным аспектам, например, экологической безопасности. Экологи должны контролировать и влиять на ситуацию с транспортом: «Не так давно Минский комитет природных ресурсов огласил цифру: около 85% выбросов в атмосферу — от транспорта. Но в Минске отсутствует система мониторинга такого выброса, никто доподлинно не знает, сколько людей губят свое здоровье, а порой и жизнь. Как можно влиять на эту ситуацию? Сегодня ни при строительстве, ни при проектировании, ни при содержании транспортной инфраструктуры не делается оценка выбросов вредных веществ от основных источников — магистралей». Однако здесь не все просто. К примеру, искусственные неровности признаны местами повышенного скопления вредных газов. Все потому, что автомобиль вынужден перед ним притормозить, а затем поддать газу. С другой стороны, эффект безопасности от них — колоссальный: аварийность на переходах, где они установлены, снижается в разы. Эксперт настаивает на балансе приоритетов и мер. По его мнению, это приведет к гармоничному развитию дорожного движения, а значит — улучшит качество нашей жизни.


Что за тип за рулем


Но неужели безопасность — это только развязки, экология и правила дорожного движения? А как быть с человеческим фактором? Магистрантка факультета психологии и социальных наук БГУ уверена, что повлиять можно и на это. Наталья Астрейко сейчас пишет диссертацию на тему «Взаимосвязь агрессии и стиля вождения автомобиля» под руководством профессора Игоря Фурманова. Основная цель исследования — разработка классификации белорусских водителей по стилю вождения. Сделав это, уверена Наталья, можно будет определить направление и программу коррекционной работы с представителями различных стилей и тем самым уменьшить аварийность на дорогах для всех участников дорожного движения. «На поведение человека за рулем оказывают влияние различные ситуационные (например, погода, состояние дорожного покрытия, машинопоток) или личностные факторы (психологические особенности человека). Принято деление на такие типы, как безответственный, тревожный, агрессивный, осторожный. Глубокое изучение каждого из них позволит разработать систему коррекционных мер», — Астрейко рассказывает, что сегодня в мире существует множество исследований на эту тему. Разработаны типологии стилей вождения, выявлены гендерные закономерности и различия, изучены факторы, влияющие на молодых водителей. Однако в нашей стране такая работа еще не проводилась. Европейские страны шагнули дальше и от теории перешли к практике: прохождение психологического тестирования кандидатов в водители стало привычным явлением. В зависимости от результатов специалисты выдают индивидуальные рекомендации и осуществляют коррекционные мероприятия.


Очевидно, что моментов, которые могут найти отражение в Концепции безопасности дорожного движения на следующие 10 лет, множество. Тут есть над чем работать. Хочется верить, что в следующем десятилетии журналисты напишут о том, что смертность на наших дорогах уверенно приблизилась к нулю.

Компетентное мнение

Алексей Авраменко, первый заместитель министра транспорта и коммуникаций, о новой концепции:

«Мы продолжим начатое. Например, новые участки дорог, которые мы сейчас реконструируем, будем стараться делать максимально безопасными. Устанавливаются и разделительные полосы, и пешеходные переходы, заградительные сетки в лесополосе, чтобы животные не выходили на дороги. Не так давно мы пересмотрели нормы в отношении соли, которую в гололед посыпаем на дороги. Произойдет уменьшение ее концентрации, но с сохранением безопасных условий движения для водителей».

isaenok@sb.by

Советская Белоруссия № 74 (24956). Четврг, 21 апреля 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter