Маркетинговые и торговые стратегии требуют пересмотра под новые реалии

Безопасный ассортимент

Родная торговля в целом меня радует и устраивает. И ассортимент что ни на есть самый широкий, и цены (не без административного давления, но тем не менее) стабилизировались, и выгодные для покупателя скидки и дисконтные программы случаются… Но в душе скребется некоторое беспокойство. Мир изменился, стремительно перестраиваются геоэкономические процессы. Это уже напрямую чувствуют крупные производители, которые в той или иной степени агрегированы в глобальную экономику. Рано или поздно эти изменения спустятся сверху вниз и докатятся до любой отрасли. Напрашивается предположение: не настало ли время заранее, неспешно, с анализом и расстановкой трансформировать торговые полки под новые экономические реалии? 


Всегда существует некий эффект инерции. Как ни парадоксально, все понимают, что трансформация нашего мира будет многогранной. И затронет не только некие планетарные категории, как рынок углеродных ресурсов. Но в той или иной степени скажется и на потребительских предпочтениях и поведении. 

До недавнего времени все парадигмы и треки были если не очевидны, то, по крайней мере, большинство придерживалось одних и тех же теорий. И продавцы, и, что самое важное, потребители убеждены: хороший магазин — это когда есть широкий выбор товара. И оте­чественного, и импортного. И дешевого, и премиального. И в каждой категории должно быть несколько производителей. Чтобы глаза разбегались. Пока такое мнение превалирует. Но насколько долго оно сохранится? 

Во-первых, не будем питать иллюзий: фрагментация мировой экономики происходит. Не так стремительно, как это иной раз представлялось. Тем не менее импорт становится категорией все более проблемной и ненадежной. Из-за изменчивости логистических рисков и форс-мажоров и определенных нюансов с проведением платежей. Немало и политико-административных рисков, которые предположить и просчитать практически невозможно. Особенно если речь идет о товарах первой необходимости. Еще до конфликта в Украине мировая торговля начинала экспоненциально двигаться по кривой протекционизма, когда многие страны (пожалуй, даже большинство) на первый план ставили интересы своего внутреннего рынка и защиту своих же производителей. Поэтому те или иные ограничения вводились достаточно щедро. Причем как на экспорт, так и на импорт. Вопреки некогда еще, казалось, незыблемому принципу свободы мировой торговли. 

Сегодня краеугольным камнем развития национальных и региональных экономик является безопасность. Конкуренция, эффективность и другие классические экономические понятия остаются. Не в неких глобальных масштабах (иногда очень абстрактных), а в разрезе чисто национальных интересов. И эти изменившиеся внешние обстоятельства игнорировать невозможно. 

Но тогда напрашивается вопрос: может быть, необходимо провести ревизию принципов, по которым живет наш внутренний рынок? Является ли ассортимент безусловным приоритетом и необходимостью? Особенно если он в существенной степени (в некоторых товарных категориях) формируется за счет импортной продукции. Или сегодня необходимо в приоритет поставить стабильность поставок? И не только в моменте, но и с точки зрения потенциальных рисков, немало из которых по большому счету уже известны, только не по всем логистическим направлениям реализуются. Не назрело ли время более активно ориентировать внутренний рынок на товары отечественного производства? Иногда им занять доминирующие позиции достаточно тяжело. Даже если имеется оптимальное или допустимое соотношение цена — качество. Увы, в современной рыночной среде это не является безусловным условием успеха. Есть еще много различных факторов. В том числе наличие агрессивного маркетинга и использование широкого спектра инструментов (иногда на грани фола) для продвижения своей продукции. Как бы мы ни хотели, но подковерная конкуренция существует. Хотя с ней борется государство и ее отрицают участники рынка. И в этой борьбе в обход правил де-факто (хотя де-юре форточки находятся) наши законопослушные производители не всегда оказываются на пьедестале лидеров продаж. 

Ни свободный рынок, ни голосование покупателя кошельком эти проблемы автоматически не решат. Другой вопрос, что регуляторика должна преследовать четкие стратегические цели, но используя максимально рыночные инструменты. Чтобы тот же протекционизм (а его используют сегодня все) являлся источником для развития местных компаний, а не расслаблением из-за снижения уровня конкуренции. Тем не менее парадигму движения на потребительском рынке логично спокойно, взвешенно и разумно пересмотреть. Исходя из объективной реальности и интересов общества, а не отдельных участников рынка. 

volchkov@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter