Безопасность граждан – превыше всего

Взаимодействие министерств и ведомств силового блока Беларуси и России сегодня является образцовым на всем постсоветском пространстве

Взаимодействие министерств и ведомств силового блока Беларуси и России сегодня является образцовым на всем постсоветском пространстве В этом убежден Анатолий ВАНЬКОВИЧ, председатель комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по безопасности, обороне и борьбе с преступностью, заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по национальной безопасности. Накануне 20-летия установления дипломатических отношений между Республикой Беларусь и Российской Федерацией, которые наши страны отмечают 25 июня, с Анатолием Степановичем встретился корреспондент «СВ».

– Анатолий Степанович, если вспомнить путь, пройденный суверенными Беларусью и Россией за двадцать лет дипломатических отношений, как бы вы оценили все то, что было сделано в сфере безопасности, обороны и борьбы с преступностью, в том числе и в рамках Союзного государства?

– Главное, что взаимодействие министерств и ведомств силового блока Беларуси и России является сегодня весьма эффективным, можно сказать, даже образцовым на всем постсоветском пространстве. Есть Концепция безопасности Союза России и Беларуси, Концепция совместной обороны, Военная доктрина Союзного государства. Создана и успешно функционирует Региональная группировка войск. Боевое дежурство войск ПВО организовано под единым командованием, по единому замыслу и плану. Очень важно, что и силовые структуры, и войска наших стран формируются по общим принципам, имеют аналогичные вооружение и технику, совпадают и подходы к организации управления вооруженными силами. Конечно, это следствие того, что мы много лет жили в одной стране. И это большой плюс, а не минус, как нам пытаются внушить некоторые доброхоты, потому что, например, для стран ЕС и НАТО некоторые различия в функционировании войск и специальных служб при организации совместных действий большая проблема. У нас таких проблем нет. В области безопасности Россия и Беларусь реализуют сегодня несколько союзных программ. Всего их за последние годы было выполнено около четырех десятков. Программы касались проблем безопасности, обороны и борьбы с преступностью. В целом около половины союзного бюджета тратится на решение вопросов в этих сферах. В рамках таких программ обустроена внешняя граница Союзного государства. Конечно, есть отдельные вопросы, которые еще вызывают споры среди специалистов двух стран, но все они находят свое оптимальное решение в ходе заседаний совместных коллегий силовых ведомств. Скажу больше, после развала СССР, когда все разбежались по национальным квартирам, военные и силовики ни на секунду не прекращали сотрудничество: велось боевое дежурство войск ПВО, работала связь, не прерывался обмен информацией. Конечно, после создания Союзного государства решать проблемы стало намного легче, и хорошо, что наша интеграция углубляется. Но самое главное, что в результате большой совместной работы мы решили главную проблему – обеспечили безопасность наших граждан. Созданы структуры, которые успешно ведут борьбу и с торговлей людьми, и с наркотрафиком, и с нелегальной миграцией, и с проявлениями организованной преступности, терроризма. В результате их работы изымаются десятки тысяч единиц оружия и тонны наркотиков, предотвращаются разного рода преступные посягательства и диверсии, спасаются жизни десятков тысяч наших людей — граждан Союзного государства. Кстати, мы сегодня в белорусском парламенте на законодательном уровне намерены приравнять аналоги наркотиков к наркотическим веществам и ужесточить ответственность за их незаконное распространение. Также нужно усилить профилактику, повышать эффективность медицинской помощи и социальной реабилитации больных наркоманией.

– Какая из названных проблем или угроз сегодня, на ваш взгляд, является наиболее актуальной?

– Я выделил бы две проблемы, над которыми нам сегодня нужно работать особенно активно. Это воспитание и молодежи, и обеспечение энергетической безопасности. Почему молодежь? Потому что за ней будущее. Те, кто, реализуя свои интересы, пытается влиять на обстановку в постсоветских странах, в том числе в Беларуси и России, давно поняли, как важно влияние на молодые умы. Поэтому эти наши недруги и стараются всеми силами разорвать связь поколений, стереть память об общем героическом прошлом наших народов, воспитать молодежь в духе космополитизма, чтобы ей была безразлична история и настоящий день родной страны. Вырастить таких людей, для которых родина там, где больше платят. Именно по этой причине наша комиссия поддерживает любые мероприятия, связанные с патриотическим воспитанием молодежи. Уже в шестой раз в этом году в Анапе пройдет военно-патриотическая смена суворовцев, нахимовцев и кадетов из Беларуси и России. Причем мы стараемся, чтобы туда в основном приезжали дети из неполных семей или сироты. Одним из главных аспектов в работе с ребятами стала наша общая история, наша победа в Великой Отечественной войне, общее будущее двух братских народов. Ведь многие из них уже не представляют, что такое Советский Союз, но они уже видят, что значит в их жизни Союзное государство. Патриотов своих стран и Союзного государства призван воспитывать и фестиваль в Ростове-на-Дону “Молодежь – за Союзное государство!”. И таких мероприятий должно быть еще больше, потому что от того, каких граждан мы воспитаем, зависит будущее нашей страны и интеграции. Конечно, когда мы говорим о связи поколений, то имеем ввиду прежде всего взаимодействие с ветеранскими организациями. И не только во время проведения праздничных мероприятий, приуроченных к той или иной знаменательной дате. Это постоянная и кропотливая работа, которая выражается в помощи этим организациям, а также конкретным людям, которые иногда элементарно не знают своих прав.

– Если говорить о будущем, то какие проблемы в ближайшей перспективе требуют своего решения?

– Из глобальных проблем можно назвать необходимость разработки и принятия новой Концепции безопасности Союзного государства. Актуальность этого вопроса обусловлена тем, что предыдущая концепция была принята в 1999 году и уже выполнила свое предназначение. Изменились вызовы и угрозы, совершенствовались национальные и союзные системы обеспечения безопасности, поменялись концепции национальной безопасности Беларуси и России. Пристального внимания требуют вопросы информационной безопасности. Потому как информационная сфера развивается бурными темпами, и доступность информации, в первую очередь негативного плана, способной влиять на поведение людей, не совсем благо. Примеры у нас перед глазами. Все кровавые события последних месяцев на Ближнем Востоке и в Северной Африке так или иначе связаны с проведением против стран этих регионов информационных войн. В итоге в общем-то благополучные страны теряют независимость, а то и вовсе исчезают с карты мира, а их ресурсы берутся под контроль внешними силами. Исходя из этого, можно говорить о том, что информационная безопасность – это сегодня наиважнейший вопрос государственной безопасности. Нас на Западе критикуют за попытки навести порядок на информационном поле страны, но ведь, когда начались беспорядки в английских городах, то власти сразу же ввели ограничения на пользование сетевыми ресурсами. Значит, они хорошо понимают смысл и значение информационной безопасности. И на уровне парламентариев, и на уровне различных интеграционных структур мы постоянно обсуждаем эти вопросы, принимаем соответствующие решения, позволяющие обеспечить интересы наших граждан. Надо отметить, что этот опыт, как и другой опыт работы союзных структур, востребован. Вряд ли бы и Таможенный союз, и ЕЭП, и ОДКБ так быстро бы развивались, если бы не было соответствующих наработок Союзного государства. Есть еще одна важная тема, напрямую касающаяся безопасности и воспитания патриотизма. Она сегодня активно обсуждается парламентариями. Речь идет о назначении на высокие государственные посты лиц, дети которых получают гражданство третьих стран. Они, допустим, учились за границей и остались там жить. Может ли такой человек занимать высокие посты в правительстве или других органах государственного управления? Вопрос немаловажный, особенно в свете того, что происходит сегодня на южных и восточных берегах Средиземного моря.

– В чем вы видите гарантии необратимости союзной интеграции?

– Наш путь к созданию Союзного государства не был ровным, были и ямы и ухабы, это закономерно, но главное, что мы видели конечную цель, и к ней упорно двигались. Очень важно, что у нас и наших российских коллег есть понимание проблем и желание искать пути их решения, что и является залогом наших будущих успехов и обусловливает необратимость интеграции.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter