Российский рынок для белорусских продуктов и сельхозсырья был и остается премиальным

Безграничное окно возможностей

Российский рынок для белорусских продуктов и сельхозсырья был и остается премиальным. Россия прочно держит первое место по объемам белорусского экспорта этих товаров: доля нашего ключевого внешнеэкономического партнера в общем объеме поставок продовольствия — 71 процент. 

В прошлом году в Россию отгружено сельхозпродукции на 4,8 миллиарда долларов. В этом году сохраняется положительная динамика во взаимной торговле. Экспорт в январе — октябре вырос на 24 процента. Наши страны строят дальнейшие совместные планы по поставкам, по созданию прозрачного механизма для подтверждения поступающей продукции, поток товаров из России в Беларусь также увеличивается. Строят планы и уже создают совместные предприятия в аграрной сфере и переработке. 
Александр ЛУКАШЕНКО: 

«Мы договорились, что будем укреплять нашу кооперацию, мы не будем создавать ненужных параллельных производств, если они есть в той или иной стране».

На встрече с представителями СМИ по итогам Минских переговоров с Владимиром Путиным, 19 декабря 2022 года
В современных реалиях, когда продовольствие становится одним из факторов геополитической игры и инструментом лишения стран суверенитета, иметь такого близкого партнера, стоять плечом к плечу перед внешними вызовами очень важно.  

Как по маслу

Несмотря на рвущиеся и неустойчивые в последнее время торгово-экономические связи, Каменецкий район наращивает экспорт, главная составляющая которого — продукция переработки местного сырья. За десять месяцев предприятия района поставили за рубеж товаров на 187 миллионов долларов. Темп роста — 128,5 процента. И это при солидной прошлогодней базе: в 2021-м увеличили продажи почти на 30 процентов. Около 20 регионов России знают и ценят продукцию из Каменецкого района: сыры, растительные масла, шрот.

За два года в целом удвоим объем экспорта, — анализирует показатели заместитель председателя Каменецкого райисполкома Александр Михальчик. — Основной наш экспортер — СООО с российским капиталом «Беловежские сыры». Около 85 процентов производимой этим предприя­тием продукции уходит в Российскую Федерацию. Далее следует ООО «Агропродукт», которое также плотно работает с Россией. Предприятие давно занимает передовое место в республике по переработке масличных культур и более чем весомое — в экономике района. Но рынок немного изменился: в связи с уходом украинских импортеров белкового сырья соевый и рапсовый шрот необходим белорусским хозяйствам, и конечно, наши производители ответственно отнеслись к данной ситуа­ции — поставляют востребованную продукцию внутри страны. «Агропродукт» одновременно и импортер: закупает рапс и сою для своего производства у нашего основного торгово-экономического партнера. Несмотря на складывающиеся перипетии, команда предприятия настойчиво добивается поставленных целей во внешней торговле, не ограничиваясь только российским рынком, пусть и очень большим. С рапсовым маслом вышли в Китай. 

Александр Михальчик не стал комментировать проблемы с логистикой. Это и понятно: коммерческая тайна экспортера. В наше время любую информацию недоброжелатели, а их, как оказалось, много даже среди своих же, белорусов, используют против наших поставщиков:

— Откровенно скажу: им сложно. Но они ребята хваткие, невзирая ни на что, ищут варианты. Да и все наши предприятия стараются. ООО «Западное» реализует россиянам говядину. Была бы продукция, а реализовать ее сможем, потому что она востребована. Амбициозные планы строим и на следующий год. 

Совместное белорусско-российское предприятие «Беловежские сыры» создано на базе ОАО «Высоковский сырзавод» в 2003 году. Привлеченные инвестиции направлены на модернизацию и расширение производства. Закупалось новейшее оборудование у ведущих фирм-производителей Австрии, Германии, Венгрии, Болгарии и России. Реконструкции подверглись все производственные цеха. Сегодня здесь отлично изучили потребительские вкусы покупателей страны-соседки: им предлагают продукцию от традиционной группы до эксклюзивной. 
Здесь выпускают полюбившиеся бренды «Беловежский трюфель» с паприкой и чесноком, с ароматом грецкого ореха, ананаса, «Сарматия», с названиями «Гройцер», «Грамерси», «Грюйер», «Маасдам», «Гауда». 
Освоен выпуск мягких сыров, для сторонников здорового образа жизни низкокалорийный, с массовой долей жира 28 процентов. Известно, что для выпуска сыров необходимо молоко определенного качества, и сельхозпредприятия района стараются не подводить переработчиков: претензий к сырью нет, почти все оно поступает сортом экстра. Значит, и цена высокая, что влияет на устойчивое экономическое положение хозяйств (в Каменецком районе нет убыточных). 

Думаю, проблем со сбытом у наших предприятий, в том числе и в Россию, не будет. Главное, чтобы было из чего изготавливать продукцию, — резюмировал Александр Михальчик. 

В целом Брестская область отгружает молочку в 46 регионов Российской Федерации и лидирует в торговле с этой страной. Относительно структуры экспорта в разрезе регионов по сырам основная доля приходится на Брестскую, Гомельскую и Гродненскую, по маслу — Минскую, Гродненскую и Брестскую, цельномолочной продукции — Минскую и Брестскую, СОМ — Минскую, Гродненскую и Гомельскую, СЦМ — Гродненскую и Витебскую области.

«Очень вкусно. Очень!»

ОАО «Поставский молочный завод».
Эти слова произнес Президент во время дегустации продукции Поставского молочного завода. Глава государства посетил предприятие в августе уходящего года. На следующий же день в фирменных магазинах случился настоящий ажиотаж — всем хотелось попробовать тот самый сыр. «Cheddar Red» — собственная разработка поставских технологов, вдохновением для создания этого шедевра послужило участие в международной продуктовой выставке в Москве. Сыр, выпускаемый в двух видах, востребован на рынке, в первую очередь в России. Яркий вкус с кислинкой придает ему особое очарование. 

Сыродельный цех — сердце ОАО «Поставский молочный завод», мастера-сыроделы готовят десятки уникальных и полезных лакомств, в том числе сыры «Белорусское золото», «Голландский премиум», «Королевский» с ароматом топленого молока, «Союзный». И что интересно, высок спрос в братской стране на сыр «Российский традиционный».

Начальник цеха по производству сыров Татьяна Радзивилович рассказывает о тонкостях безостановочного сыродельного производства, особенностях приготовления определенных видов, например «Мраморного», используемых натуральных ингредиентах, важности правильного нанесения латексного покрытия на элитные сыры, разнообразии фасовки продукции.

В целом 90 процентов выпускаемых сыров экспортируется в Россию. Директор ОАО «Поставский молочный завод» Константин Гайлевский поясняет: 

— Российский рынок привлекателен для нас. И условия, и требования — все выполнимо. Один на этот момент вижу минус: производственных мощностей у нас не хватает, чтобы выполнить все заказы. После модернизации производственные мощности позволяют выпускать в сутки не более 24 тонн готовой продукции. В месяц в среднем поставляем более 600 тонн сыра, если бы больше произвели, все реализовали бы. К слову, сыры в общем объеме выпускаемой продукции составляют свыше 70 процентов. Линейка востребованной на внутреннем рынке цельномолочной продукции составляет около 16 процентов в структуре производства. Нашу продукцию хорошо знают соседи. Например, в Пскове она нарасхват. В этом году конъюнктура рынка сложилась благоприятная. В перспективе рассматриваем возможность открытия торгового дома в России, а пока стараемся организовать выездную торговлю в выходные дни. По сливочному маслу (производим четыре вида) поступающие заявки и вовсе не успеваем выполнять. Хотя в этом году объемы производства значительно превосходят прошлогодние.

В целом экспорт к уровню 2021 года превышает 140 процентов. Поэтому и требования к качеству сырья высокие. Завод инвестирует немалые средства в развитие сырьевой зоны: с весны 2020-го — свыше 11,3 миллиона рублей. Созданное на базе предприятия агропромышленное объединение лидирует среди равных в области. 

Сновские тушенка и колбасы продаются на ура

Продукция СПК «Агрокомбинат Снов» Несвижского района хорошо известна за пределами страны. Ежегодно сельчане наращивают объемы экспортных поставок мясной и молочной продукции. Высок спрос на сновскую говядину, например, в Кыргызстане. Раньше активно поставляли полутуши в Казахстан, Узбекистан.

В списке экспортных поставок — Тула, Брянск, Смоленск, Москва и другие города России. Только в Московской области реализуют около 4,5 миллиона банок мясных консервов в год. 
— Планируем расширить цех по производству сыровяленых и сырокопченых колбас, пользующихся наибольшим спросом в России. Получение высокой добавленной стоимости — отличная перспектива. Со специалистами обсуждаем возможность увеличения поголовья КРС. Сегодня у нас 19 тысяч животных, из них 12 тысяч — на откорме, — отмечает Николай Радоман председатель правления СПК «Агрокомбинат Снов», заслуженный работник сельского хозяйства.
Современное многоотраслевое хозяйство с углубленной переработкой продукции, замкнутым циклом производства одним из первых в стране стало работать по принципу «поле — ферма — переработка — прилавок — потребитель». В день производят до 35 тонн готовой продукции, спрос на которую неуклонно растет за рубежом.

От Калининграда до Дальнего Востока

Одно из крупнейших в Беларуси мясоперерабатывающих предприятий полного цикла — ОАО «Гродненский мясокомбинат» — видит дальнейшие перспективы в усилении своих позиций на российском рынке. Начальник отдела внешнеэкономической деятельности Вероника Романович поясняет:

— Продукция предприятия представлена во многих регионах России: от Калининграда до Дальнего Востока, в том числе на Камчатке. Эксклюзивное предложение в портфеле заказов — широкий ассортимент сыровяленых, сырокопченых колбасных изделий и деликатесов. Более 40 процентов от общего объема их производства идет на российский рынок. Объемы поставок в уходящем году увеличились, за счет этого в целом темп роста экспорта составил свыше 150 процентов к уровню прошлого года. Стоит отметить, что на Российскую Федерацию приходится около 46 процентов от общего объема экспорта. Наша продукция также представлена на рынках Казахстана, Азербайджана, Грузии, Армении, Вьетнама, Кыргызстана. Основные рынки сбыта говядины — Узбекистан и Китай, более того, экспортные поставки в эти страны в 2022-м значительно возросли. По итогам года суммарная выручка от экспорта всей продукции превысит 100 миллионов долларов.

Растет покупательский спрос на новинки «итальянской линейки». В этом году на мясокомбинате освоили выпуск «восточной линейки» — в продукции отсутствует свинина. Современные технологии позволяют значительно расширить ассортимент выпускаемых мясных изделий, в списке эксклюзивных новинок линейка «су-видов». Объемы производства велики, своего сырья не хватает, поэтому налажен импорт той же свинины из России. Требования к качеству велики.

Время прорывных решений

Расширяются и кооперационные связи между нашими странами. Белорусский АПК готов предоставить свои технологии в животноводстве, растениеводстве, что и происходит. Гендиректор российской компании Алексей Груздев отмечает, что российский рынок — ключевой для белорусских производителей молочных продуктов. По его словам, компании из республики интересуются покупкой предприятий в РФ для расширения географии поставок, например, получив контракты с сетями. 

Когда во всем мире говорят об угрозе голода и дефицита продовольствия, очевидно, что вложения в производство продуктов питания выглядят перс­пективно. 

Заинтересованы в России в наших тракторах и комбайнах, другой технике. Вот один из примеров. 
Белорусский машиностроительный холдинг «Амкодор» реализует в Башкирии два проекта общей стоимостью 2,5 миллиарда рублей. 
Компания рассчитывает запустить производство оборудования для послеуборочной обработки зерна и создать в Уфе производственно-сервисный центр. Завершение строительства объектов намечено на март 2023 года. Сближение экономик только на пользу Союзному государству.

klimovich@sb.by

bernikovich@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter