Без страха, но с упреком

Подробности красивой жизни за государственный счет

Подробности красивой жизни за государственный счет


Странные вещи происходят с некоторыми руководителями. Только сел человек в кресло, как оно кажется ему уже недостаточно мягким (большим, дорогим etc.). И начинаются обильные инвестиции в имидж. Отделка кабинетов, покупка дорогих авто, ресторанные посиделки с партнерами, командировки в Баден–Баден. И вот уже некогда заниматься собственно делом, потому как на повестке дня стоят более «приоритетные задачи». Подготовка к очередному юбилею предприятия, участие в симпозиуме в Монте–Карло, выбор нового служебного лимузина...


Об этом шла речь на недавней коллегии Комитета государственного контроля. По аргументированному мнению контролеров, тяга к роскоши и лоску поразила менеджмент государственной «Белорусской национальной перестраховочной организации». Предприятие молодое, работает с 2006 года. Смысл его в том, чтобы наши страховщики могли перестраховывать риски в стране, а не вывозить валюту за рубеж, перестраховываясь в иностранных компаниях. Ну а какова эффективность воплощения этой разумной идеи?


56 миллиардов рублей налогоплательщиков, выделенных государством под уставный фонд БНПО, были размещены на банковских депозитах. Потекли проценты, и немалые. За два года организация получила от банковских вкладов 11 млрд. рублей. Это составило 60 процентов ее доходов. Натуральное ростовщичество, как отмечалось на коллегии. Ладно бы при этом менеджмент БНПО, избравший стиль старухи–процентщицы, вел себя более или менее скромно. Но нет: большие деньги, как известно, могут вскружить голову. Вот что установили контролеры.


Без согласования с Министерством финансов выписывается новенький «Фольксваген-Пассат B6». И на этом «Пассате» водитель доставляет руководителя организации С.Мисюрова в аэропорт для отлета на отдых в Турцию. Ладно бы в минский. В Киев! Встречало загоревшего шефа и его семью тоже служебное авто. А пробег до Киева и обратно равномерно распределяется в липовых путевых листах. Время от времени у директора появлялась и острая потребность в служебных командировках в Лондон, Женеву, Баден–Баден, Монте–Карло... Едва успевал менять один самолет на другой. Хотя реальные контакты с западными партнерами ограничиваются сотрудничеством с двумя английскими компаниями. И осуществляются они, как установил КГК, через посредника, который сидит не в Лондоне и не в Манчестере, а в родном Минске.


Широко, с помпой отмечается каждая годовщина создания предприятия. К накрытому за счет прибыли ресторанному столу созывается ежегодно по сто гостей. Среди приглашенных — и высокопоставленные чиновники...


Щедрость руководства БНПО распространяется и на подчиненных. Зарплаты на предприятии — под два миллиона рублей — выгодно отличаются от «средних по народному хозяйству». К ним полагается и увесистая материальная помощь. Плюс командировки в Сочи на конференции по перестрахованию и прочие нематериальные бонусы. Интригует и штатное расписание скромной по размерам организации: аналитический отдел, помощник гендиректора, дюжина сотрудников внутренней службы безопасности...


— Если бы это была частная организация, которая соблюдает законодательство и исправно платит налоги, то никаких вопросов. Но ведь в данном случае налево и направо транжирятся государственные деньги! — не скрывал возмущения Председатель КГК Зенон Ломать. — Куда все это время смотрело Министерство финансов?


Присутствующие на коллегии представители Минфина предложили: «Может, стоит дать директору еще возможность показать себя?» Контролеров такая реакция удивила. Ведь именно Минфин должен ревностно защищать каждую государственную копейку, а тут...


Зенон Ломать напомнил об истории с бывшим директором Белорусского бюро по транспортному страхованию П.Кучериным. В его кабинете контролеры обнаружили стереоустановку стоимостью 114 млн. рублей... Было и много других явных свидетельств жизни не по средствам. Но некоторые чиновники встали на защиту «меломана». Однако жесткая и принципиальная позиция госконтроля позволила освободить транжиру–директора от занимаемой должности.


Такой же жесткой она оказалась и по отношению к Мисюрову.


— Он уже показал себя во всей красе, — резко парировал просьбу Минфина Зенон Ломать. — Еще год — и у него на горизонте замаячат Бали и Лас–Вегас. И весь этот шик за деньги налогоплательщиков!..


Выводы, разумеется, последуют. Но обращает на себя внимание вот что: в поле зрения госконтроля попадает уже не первый случай вольного обращения с деньгами структур, близких к страховому бизнесу, но подконтрольных государству. Такие организации, безусловно, нужны. Мировая практика. Но, образно говоря, большой мешок денег, на который усаживается чиновник, — великий соблазн. Здесь как будто нет явного криминала. Ни в воровстве с ходу никого не обвинишь, ни во взяточничестве. Внешне — расходы на текущую работу. Которые, предположу, планируются от доходов. Полученных не в силу уникальной коммерческой сноровки, а «автоматом». И отсюда вопрос: разумна ли схема использования ресурсов подобных организаций? Не особо напрягаясь, они собирают большие деньги. Которые в нынешних реалиях могли бы принести экономике немалую пользу.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter