Без скандала скучно

Почему к работе допускается аварийная техника?

Почему к работе допускается аварийная техника?


11 марта на въезде в Гомель старенький грузовик сбил двоих мужчин. Оба погибли. Об этом ДТП много говорили и писали. Особо возмущались тем, что все произошло на нерегулируемом переходе — водитель не пропустил, не затормозил... Но есть одно обстоятельство, не попавшее тогда в сводку новостей. Сегодня известно: у ГАЗа, принадлежавшего ОАО «Лельчицкий агросервис», отказали тормоза. В рейс через пол–области отправили машину, не прошедшую техосмотр.


Должно быть, такая ситуация нетипична. У кого хватит наглости садиться за руль без отметки ТО?.. Чтобы полнее узнать о некоторых особенностях автомобильного движения за пределами Гомельской кольцевой дороги и крупных магистралей, мне предложили поучаствовать в «сельском» рейде ГАИ.


Задача — проверка транспорта и водителей сельскохозяйственных предприятий Добрушского района. В служебной машине — старший инспектор областного управления ГАИ Владимир Глушаков и его коллега из райотдела Александр Курдесов.


Первый же встреченный нами ГАЗ с удобрениями, остановленный в деревне Тереховка, не имел отметки о государственном техосмотре. Машина принадлежит хозяйству «Жгунское». Молодой водитель обреченно диктует свои данные для протокола. Да, понимает, что нельзя... Да, подвергает опасности других участников дорожного движения... Но попробуй не сядь за руль, если начальство отправило...


Ну, допустим, в Тереховке мы столкнулись с неприятным исключением из правил. Посмотрим, что дальше... А дальше — деревня Борщевка, второй грузовик, увиденный нами с начала рейда, и — второй протокол за отсутствие технического осмотра. Старенький ГАЗ выглядит так, будто не один раз прорывался откуда–то с боем. В кузове маются две полуживые коровы. Немолодой водитель, похоже, не очень–то и огорчен появлением автоинспекции. Говорит, подняли из дому, велели срочно ехать на мясокомбинат... Поделился, кстати: недавно уже писали на него протокол за то же самое. «Хлопцы, дайте хоть корову сдать, не довезем же...» — это уже, видимо, зоотехник местный подошел. Оказывается, везти собрались в Гомель. На такой вот машине да по первому ледку...


Со слов Александра Курдесова, у сельскохозяйственного производственного кооператива «Борщевский» в хорошие времена было пять грузовиков. Сколько осталось сейчас — доподлинно не известно. Но техосмотр прошла только председательская «Нива»...


Через деревню Огородня дребезжит очередное «чудо техники», груженное комбикормом. На сей раз СПК «Оборона» отметился. Естественно, техосмотра нет и быть не может.


— Да тут весь набор: тормозов нет, утечка воздуха, люфт рулевых тяг... — Владимир Глушаков на глаз ставит «диагноз».


Только закончили писать протокол — следом «ковыляет» убитый «газон» того же предприятия. Водитель из кабины выбирается как–то «боком с разворотом». Что это с ним?.. Оказывается, если встать на подножку, она может отвалиться вместе с крылом по линии сквозной ржавчины.


В процессе дальнейшей езды по
району нам удалось увидеть не очень много колхозной техники, имеющей право вообще появляться на дороге. И это межсезонье. Можно представить, что творится в уборочную, когда на дорогу хозяйства выгоняют все имеющиеся на мехдворе машины.


Концепция «меня послали — я поехал» красной нитью проходила через оправдания каждого водителя. А те, которые «послали», — сами «люди подневольные», выполняют распоряжения стоящих над ними начальников. А у них, в свою очередь, «прогнозные показатели», «жизненные реалии» и прочие неотложные надобности. Но в случае чего первым под суд пойдет водитель.


— Джипы покупают себе, а на детали не хватает... — в сердцах бормотал очередной шофер, расписываясь в протоколе.


Александр Курдесов объяснил: для водителя за такое нарушение максимальное наказание — штраф 2 базовые величины. Для начальника, который выпустил машину, — до 8.


— Вызовем их на комиссию, привлечем к административной ответственности, руководитель хозяйства получит предписание на устранение недостатков, — описывает инспектор дальнейшие действия...


— А потом?


Потом все сложно. Могу и сам смоделировать. Председатель (директор, заведующий гаражом, главный инженер) послушает претензии, грустно покивает, расскажет о тяжелом положении, вернется в хозяйство — и опять подпишет путевку на эту колымагу с хлипкими тормозами и рассыпающейся рулевой колонкой. Потому что другой техники нет. А через месяц вообще уволится...


С начала года Курдесов лично составил три предписания для руководителей хозяйств.


— И как, выполняют?


— Двое точно не выполняют. Потому что уже не работают...


На этом мрачном фоне было–таки контрастное пятно — сельскохозяйственный производственный кооператив «Утевский». Тут с техники пылинки сдувают, у Госавтоинспекции претензий нет. При том, что многие машины тоже вполне «пожилые». Похвастались: у них трудится единственная в районе женщина–водитель Майя Вегера. Ее ГАЗ–53 разменял третий десяток. При этом не грузовик — конфетка. В эту уборочную его хозяйка показала на вывозе зерна второй результат по хозяйству.


Выходит, можно навести в сельском гараже железный порядок. Но заниматься этим должен не инспектор ГАИ, а руководитель хозяйства.


Компетентно


Валерий Крупский, начальник управления ГАИ УВД Гомельского облисполкома:


— Проблема низкой транспортной дисциплины в сельскохозяйственных предприятиях требует комплексного решения. Практика показывает, что одними штрафами, а уж тем более профилактическими мероприятиями со стороны Госавтоинспекции невозможно навести должный порядок с сельскохозяйственным транспортом. В этом должен быть прежде всего заинтересован руководитель аграрного предприятия. И, конечно, необходимы контроль и помощь со стороны комитетов по сельскому хозяйству.


Фото автора.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter