Без рецепта

Прием ведет заведующий 2–м неврологическим отделением 5–й клинической больницы Минска доктор медицинских наук, профессор МГЭУ Владимир ПОНОМАРЕВ.

Прием ведет заведующий 2–м неврологическим отделением 5–й клинической больницы Минска доктор медицинских наук, профессор МГЭУ Владимир ПОНОМАРЕВ.


«Отцу поставили диагноз болезнь Паркинсона, только когда это начало бросаться в глаза даже неспециалисту. Можно было обнаружить ее на самой ранней стадии?»


Лариса Вертко, Гомельская область.


— Паркинсонизм развивается вследствие избирательного поражения нейронов глубинных отделов головного мозга. Возникает дефицит дофамина — нейромедиатора, ответственного за двигательную активность. Но болезнь развивается очень медленно, в течение многих лет и проявляется только после гибели 80 процентов мозговых клеток. Установить, идет ли этот процесс, пока он не проявился клинически, увы, невозможно ни с помощью тестов, ни посредством анализов или каких–либо инструментальных обследований. Вообще, для паркинсонизма характерны четыре основных симптома: гипокинезия (замедленность движений), тремор (дрожание, более выраженное в руках), ригидность (повышение мышечного тонуса, что, к примеру, формирует сутулую «позу просителя») и неспособность удерживать равновесие при изменении позы. И диагноз ставится, когда у пациента налицо гипокинезия и хотя бы один из оставшихся трех признаков заболевания.


«Слышала, что паркинсонизм можно перепутать с... депрессией. Это правда?»


З.К.Гориленко, Минск.


— У депрессии и паркинсонизма общие «биохимические» корни: основной нейромедиатор при депрессии — серотонин — так же частично вырабатывается в базальных ганглиях, как и дофамин. Депрессия действительно встречается у половины больных паркинсонизмом, более того — нередко предшествует заболеванию.


«Моя бабушка давно болеет паркисонизмом, принимает циклодол. Может быть, появились более современные препараты?»


В.К., wera123–t@mail.ru


— Циклодол сейчас применяется редко, поскольку лечебный эффект его недостаточен, а побочные эффекты часты, я имею в виду сухость во рту, запоры, психические нарушения и т.д. Более того, циклодол противопоказан мужчинам с аденомой простаты, больным глаукомой, а также в пожилом возрасте (то есть, по всей видимости, вашей бабушке тоже). Современные препараты — это юмекс и особенно мирапекс (его назначают лицам молодого и среднего возраста, больным с нарушением памяти и сердечной недостаточностью). Если эффект лечения оставляет желать лучшего, прибегают к ДОФА–содержащим препаратам — мадопару, синимету, накому. Это «золотой стандарт» при лечении болезни Паркинсона.


«Можно ли болезнь Паркинсона вылечить хирургически?»


Валентин Леонтьевич К., Вилейка.


— В ряде стран действительно паркинсонизм лечат при помощи имплантации электродов в подкорковые структуры. Эффективность нейрохирургического лечения, особенно при дрожательных формах болезни, — 40 — 85 процентов. Но в Беларуси такие операции пока не выполняются. Обычно больным, помимо ежедневного приема препаратов, рекомендуется придерживаться следующей тактики: 2 раза в год курс лечения нейропротекторами, антиоксидантами (эмоксипин, актовегин), средствами, улучшающими мозговой метаболизм (луцетам, сермион, кавинтон). Плюс немедикаментозные методы лечения — психотерапия, массаж, физиотерапия, гипербарическая оксигенация.


«С тех пор, как мужу поставили диагноз паркинсонизм, все дни напролет проводит перед телевизором. Говорит: тяжело двигаться, упаду! Разве это правильно?»


Зинаида Радкевич, Гродненский район.


— Нет. Таким больным важно придерживаться максимальной двигательной активности (конечно, с учетом индивидуальных особенностей и стадии болезни) и принимать посильное участие в домашних хлопотах. Лечебная физкультура — непременная часть лечения, она формирует новый двигательный стереотип и уменьшает риск травм и падений. Ваш муж должен заниматься ежедневно или даже несколько раз в день по 15 — 20 минут. Начинать рекомендуется с легких упражнений в медленном темпе, задавая его при помощи счета или ритмичной мелодии, и постепенно увеличивать нагрузку. Внимание: нужно избегать упражнений, вызывающих боль или головокружение, а повороты выполнять не спеша, используя небольшие шаги. Трудно вставать со стула — пусть старается встать быстрее, а садиться медленнее. Трудно начать ходьбу — пусть ставит стопу сначала на пальцы, а затем постепенно переносит центр тяжести с одной ноги на другую. Повторяю: двигаться при паркинсонизме нужно обязательно, и чем больше, тем лучше.

 

Фото Виталия ГИЛЯ, "СБ".

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter