Без права на права

Почему пьяным водителям назначают мягкие наказания?

Почему пьяным водителям назначают мягкие наказания?


Чтобы не волноваться за свою безопасность, мало быть осторожным пешеходом или дисциплинированным водителем — нужно еще и шоферов встречных машин остерегаться: вдруг за рулем окажется пьяный... Как показывает статистика Госавтоинспекции, несмотря на грозящую уголовную ответственность, нетрезвых водителей меньше не становится... Почему так происходит и можно ли выправить ситуацию? На эту тему мы беседовали с заместителем Генерального прокурора Николаем Куприяновым.
— Николай Михайлович, неужели пьяных водителей стало больше?


— К сожалению, так и есть. Когда только уголовная ответственность за повторное вождение в нетрезвом виде вступила в силу   (1 марта 2007–го), число задержанных резко сократилось: на 19 тысяч шоферов по сравнению с 2006 годом. За 10 месяцев прошлого года на скамью подсудимых угодило 1.600 человек. Большинству были назначены штрафы минимум в 1.575.000 рублей — на первый взгляд сумма для семейного бюджета немаленькая. Однако... Как нам теперь ясно, недостаточная, чтобы заставить человека изменить свое поведение. К примеру, в Лиде недавно приговорили к штрафу в 17,5 миллиона рублей водителя, который 7 (!) раз задерживался за вождение в нетрезвом виде. Только в этом году он уже дважды оказывался за рулем подшофе. Будем надеяться, что штраф ценой, как неплохая машина, наконец отрезвит этого человека.


— А не слишком ли высок такой штраф?


— В этом конкретном случае, думаю, не слишком — меньшие штрафы на нарушителя не действовали. Сейчас на его машину наложен арест — до уплаты всей суммы. Недавно мы проанализировали судебную практику по таким делам. Выводы неутешительные. Объясню почему: если в первый раз нарушителю приходится заплатить до 1.400.000 (40 базовых величин), то вторая «пьяная» поездка может обойтись в 35.000.000 рублей. Однако же в большинстве случаев штраф за повторное нарушение лишь на несколько сотен тысяч рублей превышает наказание за первый подобный проступок. К примеру, в Борисовском районе всем 15 нарушителям суд назначил по 1.750.000 рублей штрафа, в Минском — из 11 их «коллег» 9 заплатили минимальные 1.575.000. Зато вот в Солигорске пьяных водителей наказывали строже — менее 3.500.000 рублей проступок не обошелся никому... Много? Уверен: мало! Ведь именно здесь и кроется главная проблема и причина неэффективности уголовной ответственности за вождение на пьяную голову — люди перестали бояться наказания и начали почти что игнорировать закон: заплатил — и дальше поехал. Вот факт в подтверждение: в минувшем году к уголовной ответственности было привлечено 1.600 водителей, а в январе — мае нынешнего — уже 1.100. Причем в полном размере штраф оплатило только 75 человек, с остальных взыскано всего 43%. Налицо отрицательная динамика... Стандартный порядок действий таков: гособвинитель (сотрудник прокуратуры) просит наказание — судья его назначает по своему усмотрению. Выяснять, кто виноват в том, что система оказалась малоэффективной, не время, важнее сейчас принять меры и переломить тенденцию.


— Каким образом — что для этого нужно сделать?


— Во–первых, прокуроры должны просить в суде более весомого — дорогостоящего — наказания: чтобы нарушитель хотя бы через материальные лишения проникся ответственностью и уж в третий раз точно не садился в подпитии за руль. Конечно же, это не означает, что отныне суды будут всем поголовно шоферам назначать максимальный штраф, но, считаю, к его выбору нужно подходить индивидуально — в зависимости от материального положения в семье. К примеру, в Германии сумма наказания определяется доходом нарушителя — в процентах. Возможно, нам стоило бы взять эту методику на вооружение. Во–вторых, нужно чаще обращать взыскание не только на зарплату нарушителя, но и на его имущество — тот же автомобиль, бытовую технику. Из всех уже рассмотренных дел аресты налагались только на 4 машины, и ни одна из них не была продана — владельцы успевали найти необходимую сумму. А значит, способ этот — действенный.


— Николай Михайлович, а существует ли психологический портрет водителя, который раз за разом пьяным садится за руль?


— Да, по мнению коллег из МВД, это безвольный и безответственный человек. Наглецов, которые принципиально не желают считаться с законом, единицы. Большинство же просто привыкло полагаться на извечное русское «авось не задержат, а задержат — авось не оштрафуют»...


— А для каких областей или районов наиболее характерно «пьяное» вождение?


— Что меня самого удивило, больше других «отличился» Брестский район — там были задержаны 287 нетрезвых водителей. Также довольно много пьяных водителей задерживается в районах, прилегающих к областным центрам и Минску.


— Николай Михайлович, на ваш взгляд, можно ли в какой–нибудь ситуации найти оправдание пьяному водителю?


— Честно говоря, в моей практике таких случаев еще не было. Иногда, конечно, приходилось слышать такие рассуждения: не совсем трезвый водитель может сесть за руль только тогда, когда от него зависит разрешение вопроса жизни и смерти... К примеру, если кому–то из родственников срочно нужно в больницу — начались роды или сердце прихватило, — а сельская медицинская неотложка прибудет явно не так быстро, как это нужно. В принципе, по–житейски с этим можно было бы и согласиться... Но водитель должен и понимать: его действия могут обернуться еще большей бедой... Так что тут не все так просто.


— О том, что у пьяных водителей планируется конфисковывать автомобили в качестве меры наказания, говорится уже давно. Однако закона такого все нет и нет. Может быть, вы проясните, почему он буксует?


— Буксует, потому что требует детальной проработки. Иначе при первой же попытке претворить наказание злостного нарушителя в жизнь мы столкнемся с множеством щекотливых моментов. К примеру, как быть, если авто, в котором задержан пьяный водитель–«рецидивист», принадлежит не ему, а соседу или начальнику: конфисковывать или нет? Случаи ведь бывают разные: некоторые люди специально все имущество оформляют на родственников или друзей (чтобы по документам быть почти нищими), другие и в самом деле могут взять машину «напрокат» у друзей... Владельцы ведь смогут нам возразить: «Это не мы нарушили закон — за что нас наказывать?» Поэтому, вероятно, в таких случаях на первый раз хозяину машины нужно отправлять письменное предупреждение о возможности конфискации авто. Пусть в следующий раз думает, кому стоит одалживать машину, а кому — нет. Если люди не хотят понимать, что садясь пьяными за руль они подвергают опасности окружающих, пусть боятся материальных лишений — больших штрафов и потери машины.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter