Без фанатизма!

Малые жанры Светланы Лицкевич
С каким–то фанатизмом молодые родители стали водить детей в школы раннего развития, центры развития ребенка и прочие «воскресные школы». «Сейчас столько знаний надо. Пора уже учить», — говорит мама полуторагодовалого Миши. Он, к слову, говорить–то еще не начал. «А мы уже второй год в школу раннего развития ходим», — хвастается мама трехлетней Даши. Один уже читает, другой — и слова пишет, и по–английски понимает. Знакомая картина? У всех дети умные, а у нас — хоккеист. Короче, движимая всей этой родительской истерией и чувством вины перед собственным ребенком (три с половиной года — ой–ой как опоздали!), я начала поиски подходящей школы раннего развития.

Оказывается, их не так и мало. Позвонила в одну, другую, третью. В конце концов появилось навязчивое чувство, что говорю с собеседниками не о ребенке, а, например, о любимом пуделе. «У нас дрессура лучше: и методики новее, и результаты выше, и шерстка лоснится. Мы их, знаете, как натаскиваем, — восьмилетний опыт дрессуры. Рекомендации лучших собаководов!» — слышалось в телефонной трубке.

— А стоит ли начинать дрессуру... тьфу ты — подготовку, так рано? Не устанет ли дитя от парты еще до школы?

— Что вы! Вы уже поздно даже обратились. К нам дети с двух лет ходят...

На первое занятие мы шли с замиранием сердца. Оказалось, дети, которые грызут первый научный гранит с двух лет, мало чем отличаются от нашего «запущенного». То, что мы делаем с охотой, многие из них — уже со слезами. «Заниматься все равно нужно», — таков вердикт детского психолога относительно Маши, которая, подходя к школе, начинает реветь на всю округу. Сейчас они ищут приемлемые варианты: переставляют местами занятия, меняют педагогов и тактику. Но Маша по–прежнему не хочет идти на занятия. Она переиграла со всеми детьми, со всеми игрушками в школе, а сидение за партой ее совсем не радует. Коварные родители таскают ее по психологам и не говорят самого главного: впереди у нее еще лет двадцать как минимум этих же парт, уроков, дополнительных занятий и зубрежки. Грустно?

Школа раннего развития — нынче это обязательная роскошь, которую непременно должны взвалить на себя заботливые родители. Если их, конечно, интересует будущее собственного чада. Примерно такими доводами школы завоевывают новых учеников. Тем более что диапазон цен большой: от 2 до 10 долларов за занятие. И, если честно, разница зависит лишь от условий: есть ли у центра свои помещения или это просто кабинет в школе, сделан ли там ремонт, достаточно ли дидактического материала. А уроки — они везде примерно одинаковые. И хотя каждый заявляет о собственных методиках — чаще всего это собственная интерпретация методик мадам Монтессори, Никитиных, Зайцева. Причем примеряется она ко всем одинаково. Скажем, по кубикам Зайцева слога надо пропевать. А если ребенок лишен музыкального слуха? Стесняется, злится, не любит петь? С ним упрямо «поют» дальше — в этом ведь состоит вся концепция методики. Другую попробовать — не подходит. Учебный план составлен под эту.

— Иногда мне кажется, что раннее развитие детей больше необходимо их родителям, — говорит детский психолог Наталья Журавлева. — Большинству малышей хватает их занятий в детском саду. Ведь стандартная программа средней группы детского сада включает в себя лепку, рисование, музыкальные занятия, математику, конструирование, чтение (ознакомление с литературой), природоведение и физкультуру. В некоторых садах есть еще платные уроки иностранного языка и ритмики. Вам мало? Не стоит повторять: соседский Вася уже читает, и наш должен. Ребенок ничего никому не должен, по крайней мере, в возрасте 3 лет. Я имею в виду развитие. Ведь одного интересуют буквы, а другого — нет. Одному нравится собирать паззлы, другому — рисовать. Главное — правильно выявить его склонности, а не «слепить» вундеркинда.

Вирус под названием «раннее развитие детей» поразил большинство молодых родителей крупных городов. В Японии есть хорошая фраза: «Из луковицы не вырастет роза». Вспомните собственные школьные годы. Во сколько лет вам опостылела учеба? Годам к 10. А в 13 вы впервые решились на побег с урока. Теперь посмотрите на отпрыска, который зевает за детской партой уже в 4 года. Есть еще вопросы?

Litskevich@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter