О лукавстве таксистов

Без чека нет поездки

Готова поспорить: почти каждый из нас легко припомнит парочку неприятных историй, связанных с поездкой в такси. Водитель обсчитал? Нахамил? Повез «через Париж»? Не включил счетчик?.. Лично меня в последнее время напрягает какое–то массовое нытье взрослых дядек. Ну что за мода? Только устроишься поудобнее, надеясь минут 10 — 15 беззаботно полюбоваться урбанистическим пейзажем, как вдруг включается самый настоящий психологический прессинг: «Ох, невыгодно стало работать», «Эх, позажимали таксистов со всех сторон», «До чего жадные пошли клиенты», «Бензин все дорожает», «Машина рассыпается»... В переводе: «С суммой не спорь, а еще лучше — отстегни сверху!» На днях подобную чушь водитель такси задувал мне в уши около часа. А возле подъезда подытожил: «Триста тыщ!» Я невозмутимо выдала... 40! То есть минимальную стоимость поездки.



— Э, ты че... Я сказал триста!

— Я слышала. Только дайте, пожалуйста, чек! А то у меня тоже проблем уйма, детей куча...

Чека, понятное дело, не было. А откуда ему взяться, если счетчик не включался? И почему стоимость поездки именно 300 тысяч, а, скажем, не 250? Ах, уважаемый водитель перед стартом «засек» показания на спидометре, а потом умножил на тариф? Я опять должна верить на слово? И совершенно непонятно, как была рассчитана стоимость простоя на нескольких светофорах, который в такси также тарифицирован. Или прикинули на глаз? По–моему, слишком много загадок для элементарного договора об оказании услуги, где давно все предусмотрено и ясно как день. Вот поэтому, дядя, лови свой абонентский минимум и до свидания! Пока детина за баранкой злобно бубнил, что, дескать, про чек нужно было договариваться заранее (что за чушь?), я без зазрения совести выпорхнула из машины. В следующий раз при таких обстоятельствах вообще не заплачу!

И по закону буду права. Ибо нет чека — нет и оплаты. Более того, именно так при его отсутствии сегодня рекомендует себя вести всем потребителям данной услуги налоговая инспекция. По мнению налоговиков, можно тысячу раз сорвать резьбу, закручивая контролем гайки, а окончательного порядка в этой сфере не добиться, пока сами пассажиры не перестанут провоцировать обман! К слову, имейте в виду, что согласно действующему законодательству сегодня абсолютно во всех автомобилях–такси используются кассовые суммирующие аппараты, совмещенные с таксометрами модели «БелТАКС» с соответствующими версиями программного обеспечения, включенные в Государственный реестр.

Слово «лох» мне тоже не нравится. Но если вдуматься, то ведь именно так мы себя и ведем, когда не заостряем внимание на формальной стороне оказания услуги. Стесняемся показаться занудами? Может, я и утрирую, но готовы ли вы, скажем, подъехав с полной тележкой к кассе гипермаркета, рассчитаться за товар по... примерной цене, доверившись опытному глазу кассира? Да большинство из нас даже за копеечный обсчет такую бучу поднимет, что кассиру еще месяц будут сниться эти чертовы дважды пробитые салфеточки! И вам ведь не будет никакого дела до его, кассира, личных и материальных проблем, верно? Точно так же, уверена, вы не разгонитесь оплачивать выставленный на глаз счет за стрижку в парикмахерской, за ужин в ресторане, за ремонт сапог в мастерской и т.д. И правильно! Потому что чаевые — это все–таки добровольно (!) выдаваемая сумма денег. И если изучить мировой опыт и традиции, то в среднем рекомендуется давать водителю 15% от суммы по счетчику, а если он соглашается подождать клиента или подносит тяжелый багаж, то и больше. Но все это исключительно на усмотрение пассажира. И после чека...

По словам самих таксистов, чек просят примерно 2 пассажира из 100 — и те, как правило, командированные. Это значит, что в 98% случаев условия благоприятны для обмана. И это результат нашего, пассажирского, поведения. Однако и чек, как выясняется, не панацея. Дело в том, объяснил мне знакомый таксист, что счетчик можно одновременно запрограммировать на несколько тарифов. У обычных легковых автомобилей–такси их, по правилам, должно быть два — городской и загородный. У минивэнов — четыре. Но ведь программируют больше! Да так ловко, что клиент и не догадывается, что отстегивает «чаевые», к примеру, на каждом светофоре или едет по тарифу, взятому с потолка... Расчет на то, что, получив чек, вы не станете пристально, как в магазине, изучать составляющие суммы. Не будете вспоминать расценки или уточнять их у диспетчера либо на сайте, а потом умножать, складывать, сверять...

А вот я вчера сверила. Впервые в жизни. И у меня... сошлось! А чек пригодился сегодня, когда вспомнила, что оставила в такси зонтик — по документу восстанавливать утраченное все–таки проще.

eversman@sb.by

Советская Белоруссия № 71 (24701). Среда, 15 апреля 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter