Без бумажки!

Особенности электронного декларирования

Особенности электронного декларирования


С декабря прошлого года Государственный таможенный комитет приступил к электронному декларированию товаров в промышленном масштабе. Сейчас каждую неделю наша таможня оформляет 350 — 360 электронных деклараций. Четыре десятка предприятий пользуются этой современной процедурой. Цифры пока невелики. Но в ГТК уверены: уже в самое ближайшее время количество предприятий, применяющих электронное декларирование, будет расти в геометрической прогрессии. Подробностями поделилась Людмила КузьмиЧ, начальник управления информационных технологий, таможенной статистики и анализа ГТК.


— Сейчас можно говорить о том, что электронное декларирование распространяется на экспорт, осуществляемый в несколько упрощенном режиме. Речь о вывозимых из страны товарах, по которым отсутствует необходимость уплаты вывозных таможенных пошлин и получения специальных разрешительных документов. Отмечу также, что применять электронное декларирование могут только те субъекты хозяйствования, которые являются добросовестными участниками внешнеэкономической деятельности. Таковых в стране около 300. Они могут не доставлять товар на склады временного хранения — он пломбируется во временной зоне таможенного контроля прямо на территории предприятия. Таможне предоставляется электронная экспортная декларация. Она проходит контроль, и если нет никаких нареканий к правильности заполнения электронного документа, декларация регистрируется и принимается к оформлению, по результатам которого выдается свидетельство о помещении товаров  под заявленный таможенный режим либо — отказ. Соответствующее уведомление о регистрационном номере и само электронное свидетельство направляется экспортеру — с электронной цифровой подписью таможенного инспектора. После экспортер делает электронный документ таможенного транзита, указывая в нем номер электронного свидетельства, и представляет его в таможню. Открывается процедура таможенного транзита... То есть товар таможеннику не представляется. Все происходит в электронном виде.


Получив разрешение на транзит, экспортер распечатывает этот документ и передает копию перевозчику. В бумаге обозначен штрих–код. На границе таможня сканирует его. И у себя на рабочем месте инспектор видит электронный документ таможенного транзита и принимает решение выпустить товар из страны. То есть впервые товар и транспортное средство предстают перед таможенником собственно на границе.


— Людмила Анатольевна, а имеют ли право работать по системе электронного декларирования те, у кого нет статуса добросовестного участника ВЭД?


— Да, такая возможность есть. Через предприятие «Белтаможсервис», которое само является добросовестным участником ВЭД. Оно, в свою очередь, гарантирует перед таможней добросовестность осуществляемых поставок — своими деньгами и своим имуществом.


— А какие затраты понесет экспортер, начинающий работать по системе электронного декларирования?


— Субъект хозяйствования должен приобрести соответствующее программное обеспечение. Сейчас оно стоит около 2 миллионов рублей. Кроме того, на электронные документы субъект должен накладывать свою электронно–цифровую подпись, которая бы нами идентифицировалась. То есть мы должны точно знать, от кого пришел документ. Должен быть закуплен т.н. носитель ключевой информации. Он стоит около 230 — 240 тысяч рублей. То есть затратить придется немногим более 2 миллионов рублей...


— А что выигрывают предприятия, которые приобрели необходимый программный пакет?


— Самое главное преимущество в том, что товар не надо везти на склады временного хранения. Если ты заехал на СВХ, то должен платить за целые сутки, это около 50 долларов в эквиваленте за каждый раз. Далее, если ты оформляешь бумажную экспортную декларацию, как положено — в пяти экземплярах, то на это в зависимости от количества листов уходит от 10 до 40 долларов. И, конечно же, работа с бумажными носителями отнимает большое количество времени, которое, как известно, тоже деньги. Полное оформление одной электронной декларации занимает 12 — 14 минут. А с бумажными носителями придется посидеть часа 3 — 4... Насколько мне известно, субъекты хозяйствования, которые стали работать с электронным декларированием, окупили свои затраты в течение двух месяцев.


— Обычно внедрение электронных систем документооборота снижает и коррупционные риски. Справедливо ли это в отношении электронного таможенного декларирования?


— Безусловно. У экспортера нет прямого контакта с инспектором. Он не знает, какой его инспектор оформляет. В свою очередь и инспектор не видит, какое конкретно предприятие он будет оформлять. Никто не знает, к какому именно инспектору попадет та или иная декларация. Безусловно, отсутствие прямого контакта представителя таможни с конкретным экспортером — это снижение коррупционных рисков.


— Каковы ваши планы на ближайшее будущее?


— Во втором полугодии мы планируем расширить режим экспорта для всех товаров, в том числе и для тех, в отношении которых применяются вывозные пошлины и действуют специальные разрешения. Кроме того, планируем запустить такие режимы, как реэкспорт, реимпорт и временный вывоз.


И уже готовимся к следующему самому сложному этапу — выпуск в свободное обращение.


— Объясните, пожалуйста, что это значит?


— Будем оформлять не только экспортные таможенные декларации, но и импортные. Дело в том, что оформление товаров, ввозимых в страну, сложнее, чем оформление экспортных поставок. Потому, как здесь нередко нужно уплачивать пошлины, обязательна уплата НДС, возможны акцизные платежи... То есть количество платежей и разрешительных документов, сопровождающих импортные поставки, всегда больше. Но мы готовы выстроить свою работу так, чтобы импортерам было комфортно применять электронное декларирование.


— И как конкретно будет выглядеть эта работа?


— Скажем, контроль декларации показывает, что в отношении этой партии должны быть какие–то разрешительные документы и номера этих документов указаны в электронной декларации. В этом случае будем обращаться непосредственно к тому ведомству, которое выдало этот документ. То есть, если нам необходимо уточнить, имеется ли у предприятия необходимая лицензия, мы обращаемся в Минторг, сертификат на товар — в Госстандарт, уплачены ли таможенные пошлины — смотрим банковскую информацию... Это и есть тот принцип «одного окна», о котором много говорится в последние годы. Не субъект хозяйствования будет собирать для нас документы об уплате всех необходимых платежей и наличии разрешений, а мы сами будем получать у профильных ведомств и банковской системы все необходимые сведения в электронном виде.


Таким образом, весь смысл электронного декларирования — уход от громоздкого бумажного документооборота. Нам нужны только наши таможенные документы. Да и то в удобном электронном виде.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter