Без бумажки ты букашка. А с бумажкой - продавец

В корреспондентский пункт "СБ" в Могилеве обратились предприниматели: "Хотели в Могилевском горисполкоме получить разрешение на торговлю для своего магазина.
В корреспондентский пункт "СБ" в Могилеве обратились предприниматели: "Хотели в Могилевском горисполкоме получить разрешение на торговлю для своего магазина. А в торговом отделе нам дали от ворот поворот: сказали,

что для того, чтобы документ оказался

на руках, сотрудникам магазина необходимо иметь торговое образование. Пока это требование не будет выполнено, о разрешении не может быть и речи".

Откровенно говоря, подумал, что речь идет об очередном нововведении местных властей, и отправился в горисполком, где мне весьма популярно объяснили, что дело отнюдь не в местном самоуправстве. Просто управление торговли горисполкома добросовестно выполняет распоряжение Министерства торговли.

Еще в октябре прошлого года в протокол заседания коллегии Минторга было вписано: "Рекомендовать областным, городским, районным исполкомам... исключить практику выдачи юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям лицензии на розничную торговлю и торгово-производственную деятельность при несоблюдении ими требований Трудового кодекса в части наличия документов об образовании или профессиональной подготовке, подтверждающих право на выполнение данной работы..."

В конце мая 2002 года, после заседания очередной коллегии Министерства торговли, в итоговом протоколе появляется более категоричная запись: "Обеспечить исполнение трудового законодательства (статьи 26 ТК Республики Беларусь) негосударственными организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими торговую и торгово-производственную деятельность, оказание услуг на подведомственной территории".

Поясню, что в упомянутой статье 26 Трудового кодекса ("Документы, предъявляемые при заключении трудового договора") говорится: "При заключении трудового договора наниматель обязан потребовать, а гражданин должен предъявить нанимателю: ...диплом или иной документ об образовании и профессиональной подготовке, подтверждающий наличие права на выполнение данной работы".

По мнению противников решения Минторга, это требование необходимо предъявлять далеко не всем. Понятно, что, например, в частной клинике нечего делать сотрудникам без медицинского образования. Но в торговле главную роль играют жизненный опыт и профессиональные навыки работников - так рассуждают частные торговцы.

Беседовавшие со мной работники Могилевского горисполкома однако непреклонны и говорят, что за прилавком должны стоять лишь люди с образованием. Только тогда, по их мнению, можно говорить о действительно цивилизованной торговле. Но покупателю, согласитесь, абсолютно безразлично, есть у продавца (или даже всего коллектива магазина) диплом торгового техникума или института. Определяющим является качество обслуживания и возможность выбора необходимых товаров.

В магазинах так называемой организованной торговли часто приходится сталкиваться с элементарным невниманием продавцов - это в лучшем случае. В худшем же - с неприкрытым хамством, скудным ассортиментом. Рынок в этом отношении предпочтительнее. И выбор побольше, да и предприниматели тебя чуть не за полу тянут к своему прилавку, расхваливая достоинства товара. Бывает так, что, поддавшись на уговоры, покупаешь вещь, приобретение которой собирался отложить до поры.

Минторгу, по идее, надо было бы отправить многих обладателей дипломов о торговом образовании на "курсы повышения квалификации" к предпринимателям. Вместо этого начинается борьба с конкурентами.

...Не так давно с центральных улиц Могилева в неизвестном направлении стали исчезать лотки и киоски. Власти убеждали людей, что сделано это исключительно из эстетических соображений - мол, такие сооружения уродуют внешний вид областного центра. Но на совещании в горисполкоме, где рассматривались вопросы организации торговли, один высокопоставленный чиновник проговорился. Оказалось, что "зачистка" Могилева от "лишних" торговых точек была произведена по просьбе представителей организованной торговли, видевших в предпринимателях нежелательных конкурентов. Желаемого эффекта, впрочем, "зачистка" не дала. По сравнению с пятью месяцами прошлого года с января по май года нынешнего могилевчане купили в бывших государственных магазинах на 35 процентов меньше макаронных изделий, на 39 процентов - сыра, на 25 процентов - сахара. В общей сложности реализация снизилась по 24 группам продовольственных товаров.

Думается, что вместо того чтобы всеми правдами и неправдами стремиться вытеснить с рынка конкурентов-частников, торговым организациям стоило бы задуматься, как сделать наиболее эффективной именно свою работу. Ведь может получиться, что частная торговля исчезнет, а бывшая государственная так и останется недореформированной.

У проблемы есть еще один аспект - социальный. Для многих людей, оставшихся без работы, занятость в частной торговле стала единственно возможным способом прокормить свои семьи. Сейчас только в Могилеве лицензии на право торговли выданы 7,5 тысячи предпринимателей, за каждым из которых стоит не один наемный работник. Значит, лишь в этом областном центре речь идет по крайней мере о нескольких десятках тысяч человек, которые при всем желании (если даже принять к исполнению требования Трудового кодекса) не смогут получить торговое образование - техникумы и вузы просто не справятся с таким наплывом абитуриентов и студентов. Это значит, что многим частным торговцам придется пополнить армию безработных. Но, однако же, кого это волнует?
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter