Бесцветный контроль

В двух СПК спецприборы, контролирующие «левый» слив ГСМ, сэкономили 10-13 процентов дизтоплива

Топливо, которое поступит в СПК, приобретет оригинальный цвет. В декабре прошлого года Совмин принял постановление № 1917, согласно которому в бензин и солярку, отгружаемые для сельхозпредприятий, будут добавлять специальные красители синего и зеленого цветов. По мнению экспертов, такая мера должна сократить количество хищений ГСМ во время посевных и уборочных. «Отличительные» знаки позволят правоохранительным органам сразу идентифицировать происхождение топлива. Окраска – весьма эффективный, но далеко не единственный способ усилить контроль за расходованием нефтепродуктов.

Проблема весьма актуальна. В современных экономических условиях, когда емкости рынков снижаются, а конкуренция обостряется, каждый лишний рубль в себестоимости бьет по ценовой конкурентоспособности. Конечно, большинство механизаторов и руководителей сельхозпредприятий бережно относятся к топливу, но нередки и случаи краж ГСМ, «левых» рейсов, других злоупотреблений, которые существенно повышают расход дорогих нефтепродуктов. Окраска казенных бензина и солярки охладит пыл нечистых на руку работников. Но такая мера решит проблему лишь частично.

Конечно, цветное топливо исключит серьезные злоупотребления. Но ведь немалый урон хозяйства несут от мелкого воровства, когда со служебной техники сливают десяток-другой литров для личного автотраспорта либо на продажу. И такое воровство никакими специальными метками не исправишь. Ведь в бензобак каждой легковушки не залезешь. Наиболее эффективный контроль за расходом ГСМ обеспечивают специальные технические средства.

Самое простое решение – приборы DFM. Они устанавливаются на технику и фиксируют все характеристики: время работы, режимы и нагрузку двигателя, расход топлива и другие параметры. Надежный металлический корпус защищает от «накруток» и вмешательства в работу счетчика. Вывести его из строя  можно, только уничтожив физически. Например, ударом кувалды.

На класс выше  считаются приборы СКРТ. Это электронное оборудование нового поколения, которое эксплуатируется на любом виде техники с дизельными двигателями. С его помощью можно выявить воровство солярки, предотвратить перерасход, сливы топлива; узнать реальные нормы расхода ГСМ; предотвратить «левые» рейсы; приучить водителей и механизаторов к экономному стилю вождения; уменьшить затраты на ремонт и обслуживание машин; добиться оптимальной загрузки техники и улучшить работу диспетчерских служб.

ОАО «Журавлиное» Пружанского района Брестской области весной прошлого года установило на свою технику 13 комплектов СКРТ. Руководство хозяйства отмечает: умная электроника позволила сэкономить до 10 % дизельного топлива. Период окупаемости на тракторах марки К700 составил всего один месяц. Кроме того, система позволила более эффективно контролировать использование техники и более оперативно выявлять случаи неправильного использования техники, отклонений от заданных маршрутов. В ЧУП «Савушкино» Малоритского района Брестской области также довольны приобретением — 12 приборов СКРТ.  Электроника позволила за один год сэкономить 39 тонн солярки. Экономия составила 13 %.

Самое сложное и дорогостоящее оборудование на сегодняшний день — система мониторинга и диагностики автомобилей через Интернет, хотя принцип его работы  очень прост. Сбор информации на борту машины обеспечивает электронный блок Airon-40. Наряду с информацией о техническом состоянии транспортного средства он определяет и месторасположение техники, используя навигационные спутники. Благодаря устройству мобильной связи с борта автомобиля передается более 50 параметров текущего состояния транспорт-ного средства, а также данные накопительных счетчиков о количестве израсходованного топлива, пробеге, времени работы двигателя и т.д.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter