Бесконечное женское начало

Кто-то из них вызывает сочувствие, кто-то - омерзение.
Кто-то из них вызывает сочувствие, кто-то - омерзение. Они колотят в двери и молят о сигаретах, потому что "нет мочи терпеть". Они мигом разбирают мужские трусы из "гуманитарки", потому что кружевные им никто никогда не подарит. Они верят в "шестое чувство", пишут любовные записки и дерутся из-за плохо вымытого пола. Для одних этот дом стал пристанищем, для других - наказанием...

Не зарекайтесь...

Сколько раз было говорено: "От тюрьмы да от сумы..." Но дернул же черт да бес попутал так стукнуть пьяного мужа по голове, что тот безвременно отдал концы. Вот тебе и не зарекайся! Все твое терпение от бесконечных мужниных побоев вылилось в один роковой удар и обернулось против тебя. Еще не вставшие на ноги дочки остались без отца, без матери и без средств к существованию. Тяжело будет старшей - девочка в декрете, без мужа. Придется отдать ребенка в сад и идти зарабатывать деньги - для себя и малыша, для школьницы-сестренки и для передач матери в тюрьму.

И матери повезет, если вырастила дочек сильными и добрыми. Потому что, по словам инструктора по воспитательной работе СИЗО N 1 Минска капитана Риммы Кручининой, тех, кому никто никогда не приносил передачи, в СИЗО предостаточно. Поэтому у вновь прибывшей женщины всегда спрашивают: есть ли кто-нибудь, кто принесет ей хотя бы кусок мыла? Казалось бы, мыло - нехитрая помощь. Элементарная даже. Но именно от нехватки самых элементарных вещей страдают больше всего. "Как с прокладками женскими выкручиватесь?" - спрашиваю инструктора. "Либо родственники приносят, либо ветошь какая-то используется. Иногда "гуманитарка" спасает. Но с теми, кого не навещают (а часто это женщины-бомжи), - с ними тяжелее всего. Благо помогают девчонки, которым носят передачи, - просят родственников, чтобы и "на ту девушку захватили". Вообще, как бы ни конфликтовали женщины в камерах, но какая-то взаимопомощь у них все же присутствует".

Кто в доме хозяйка

Поскольку речь зашла о конфликтах, интересуюсь

: - А кто чаще конфликтует в камерах: мужчины или женщины?

- Конечно, женщины. И намного чаще. Уже хотя бы потому, что по своей природе более эмоциональны, - отвечает Римма Владимировна.

А причиной всплеска эмоций чаще всего становится чужое неряшество и выяснения, "кто пол помыл, а кто только протер".

- Когда в камеру приходит женщина-грязнуля, другие сокамерницы ее сначала просят соблюдать чистоту, уговаривают за собой поухаживать, но потом, когда все остается по-прежнему, у них начинают сдавать нервы. Могут стукнуть. Иногда невозможно выдержать неряшество близких людей, а что уже говорить о совершенно чужих, - продолжает капитан Кручинина.

Чтобы уладить конфликт, вмешиваются воспитатели. Иногда тех, кто не поддается воспитанию, пугают мужчинами: "Сейчас придет мужская бригада и быстро вас вымоет". Это, как ни удивительно, в одночасье приводит грязнуль в чувство, и вопрос решается сам собой.

Тем не менее быт в СИЗО налажен, крупные вещи заключенным стирает прачка, постельное белье меняется раз в неделю. Хотя для некоторых это даже на свободе было в диковинку. "Многие, наверное, и дома забывали помыться, приходят сюда вшивые, неумытые, голодные. А тут ведь и поедят три раза в день..."

Шестое чувство

Однако даже в СИЗО не хлебом единым жив человек. Ведь женский корпус окружают мужские, а это самое удачное расположение для стрел Амура. Во всяком случае, именно так считают некоторые из заключенных.

- Одна женщина, - продолжает рассказывать инструктор по воспитательной работе, - пыталась мне объяснить, что у человека есть "шестое чувство". Этой женщине около 43 лет, преподавала музыку по классу фортепиано. Так вот она утверждала, что "шестое чувство - это возможность полюбить человека через решетку, даже не видя его".

- И полюбила кого-нибудь?

- Пытается, хотя мы ей объясняем, что любви здесь не бывает.

Но женщины все равно продолжают писать записки, заговаривать с мужчинами и искать свое счастье и за решеткой.

Хотя, конечно, не все. Потому что и женщины-то разные. Кто-то двух слов правильно не напишет, а у кого-то за плечами два высших образования. Кто-то в камере о пьянках-гулянках говорит, а кто-то над письмом ребенка слезами обливается. Поместите их в одну камеру - и получите весь набор фольклора о "зоне". Это целая проблема - как для самих заключенных женщин, так и для воспитателей. Ведь какой общий язык может найти бывший директор предприятия, женщина с "экономической статьей" (как правило, это женщины высокообразованные) и та, что попала сюда за воровство и наркоманию? Однако развести их в разные углы нет возможности. Вот и сидят они в одной камере, "любуясь" друг другом в ожидании приговора.

Впрочем, гораздо существеннее то, что в СИЗО безоговорочно разделяют тех, кто попал сюда в первый раз, и тех, у кого не первая "ходка"; по разным камерам сажают несовершеннолетних и взрослых, больных же СПИДом изолируют от всех.

Когда "бычок" дороже говядины

Заключение - оно не только внешняя несвобода. Ведь все привычки и слабости прирастают к душе словно рубашка. И когда отбирают это "нательное", многим приходится худо. И тогда женщины начинают колотить в двери и умолять о сигаретах: "Дайте, найдите - страсть как хочется курить! Хотя бы "бычок"..." По словам Риммы Кручининой, здесь курят почти все. И для персонала это еще одна головная боль. Впрочем, воспитатели - они ведь тоже люди, хоть и некурящие, но соболезнующие. А потому просят у мужчин: "Помогите девчонкам с сигаретами". Или при обысках передают сигареты из некурящей камеры в ту, где без курева умирают. Приходится помогать хотя бы этим.

Впрочем, не стоит думать, что воспитатели - люди мягкие. Есть категория женщин, попавших в СИЗО по статье, которую капитан внутренней службы и мать двоих детей Римма Кручинина на дух не переносит, - за неуплату алиментов. "Я не понимаю, как женщина может бросить своего ребенка и ее могут поместить сюда за то, что она не выплачивает ему алименты?! Все женщины здесь знают, что это моя самая нелюбимая статья".

Однажды в СИЗО в назидательных целях привели девчонок и мальчишек, стоящих на учете в комиссии по делам несовершеннолетних. И надо же было такому случиться, что в тот момент, когда "экскурсия" проходила по тюремному коридору, случайно открылись двери одной из камер. Проходившая мимо девочка бросила туда взгляд и... увидела свою мать. То, что было дальше, воспитатели до сих пор не могут вспоминать спокойно. Девочка со слезами и с криками: "Мама! Мама!" - бросилась к ней. Казалось, ее радости и горю не было предела - она обнимала маму, плакала навзрыд и не хотела отпускать. А мама... Так называемая мама удивленно посмотрела на эту странную девочку, помолчала, слегка погладила по голове и не проронила ни слезинки. Девочку потом долго утешали воспитатели...

В "глазок" подсмотренная колыбельная

Кстати, детей сюда не только приводят на "экскурсию" - они здесь рождаются. Хотя уточню - беременную арестантку отвозят в городской роддом, где она благополучно рожает, а потом снова возвращается в камеру: отдельную, с обогревателем и какими-то удобствами. "О мамах мы заботимся, - говорит Римма Владимировна. - Стараемся, чтобы и тепло было, и витамины какие-то. Отец Василий, православный священник, тоже очень помогает - последней роженице предоставил все, что смог, - от памперсов до детской коляски".

После вынесения приговора женщина с ребенком либо отправляется домой (что бывает нечасто), либо по этапу в Гомель - в женскую колонию, где есть дом ребенка. И если срок приговора уложится в три года, то ребенок будет вместе с мамой - потому что дети осужденных содержатся в Гомельском доме ребенка до трех лет, а потом отправляются в обычные детские дома.

Хотя некоторых "мамочек", как называет их заместитель начальника исправительной колонии N 4 Гомеля Маргарита Зинкевич, это даже радует: "Мамочки у нас разные, некоторые на своего ребенка наглядеться не могут: "Кровинушка ты моя!" А некоторых так и приглашать приходится, чтобы с ребенком погуляли. Недавно одна такая "мамочка" освободилась да и бросила своего ребенка на Гомельском вокзале". Бедные дети...

Хотя, как рассказывает Маргарита Алексеевна, они очень контактные и общительные: "Когда приходят гости - они бегут им навстречу, обнимают, тянут ручки..."

Как сложится их жизнь, какую судьбу им уготовили родители - это отдельная тема.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter