Берут не числом, а уменьем

На Копыльщине в магазинах кооперации увеличиваются объемы продаж

Несмотря на сложную демографическую ситуацию в Копыльском районе, постоянно увеличиваются объемы продаж в магазинах потребительской кооперации

По сравнению с минувшим годом количество жителей Копыльщины уменьшилось на 2,4 тысячи человек. Между тем реализация товаров на душу населения возросла со 132,3 до 150 тысяч рублей. Нонсенс? Отнюдь. Верно подмечено: берут не числом, а уменьем, что наряду с улучшением благосостояния людей и позволило местным кооператорам заметно увеличить объемы продаж. Другое дело, что даже при таком раскладе проблематичным оказалось выполнение установленных прогнозных показателей по темпам роста товарооборота. Серьезная работа над ошибками еще впереди, но в любом случае, на мой взгляд, надо исходить из чисто экономических реалий. А они таковы, что при достигнутом в предыдущие годы высоком уровне торговой деятельности сегодня даже десятые доли процента прибавки розничного товарооборота даются с большим трудом.

В Минском облпотребсоюзе Копыльское райпо всегда было на хорошем счету, входило в группу наиболее стабильно работающих кооперативных организаций. Нынче тоже ситуация складывается в целом неплохо. По итогам десяти месяцев успешно выполнены девять из двенадцати доведенных прогнозных показателей. К сожалению, среди «неподъемных» оказались именно те параметры, по которым прежде всего и оценивают эффективность принимаемых мер и прилагаемых усилий: товарооборот розничный и общественного питания, производство потребительских товаров. Первый заместитель председателя правления Копыльского райпо Людмила Борис не стала приукрашивать положение дел, но заверила, что все равно в этом году будет обеспечена положительная динамика развития торговой отрасли. Такое заявление, должен заметить, не было голословным. Уже в октябре, например, темп роста товарооборота составил 110,7 процента, и, судя по всему, кооператорам удастся закрепиться на завоеванных позициях. Особенно большие надежды возлагаются на рождественские и предновогодние распродажи, когда объемы торговой деятельности традиционно увеличиваются. При условии, конечно, что покупателям будет из чего выбирать. С этим, думается, проблем не предвидится. К праздникам в магазинах потребкооперации предлагается широчайший ассортимент товаров, в том числе новогодней тематики, на один час удлинен режим их работы, применяется гибкая система скидок, организованы елочные базары, выставки-продажи кондитерских и кулинарных изделий, проводятся различные рекламные акции. В результате, по самым скромным прикидкам, в декабре будет получено не менее 90 миллионов рублей дополнительного товарооборота.

Давно канули в Лету времена, когда потребкооперация занимала в районе монопольные позиции. Сегодня коммерческие структуры представлены 400 индивидуальными предпринимателями и частными унитарными предприятиями. Примерно половина из них осуществляет розничную торговлю, а более сотни вообще имеет стационарную торговую сеть. При этом объекты расположены преимущественно в райцентре и крупных населенных пунктах. В качестве примера можно привести хотя бы появившийся не так давно в Копыле коммерческий магазин «Околица». Ассортимент товаров там пока что оставляет желать лучшего. Тем не менее оттянул на себя часть товарооборота от расположенных неподалеку предприятий торговли потребкооперации «Удобный» и «Ласточка».

По словам Людмилы Борис, специфика Копыльского райпо в том, что 105 из 129 магазинов расположены в сельской местности, где сложность демографической ситуации ощущается наиболее остро. И именно там у кооператоров наибольшие проблемы с наращиванием объемов торговой деятельности. Если, к примеру, по итогам десяти месяцев темп роста товарооборота в райцентре составил 101,7 процента, то на селе – 98,9 процента. При этом не последнюю роль сыграл такой фактор, как мелкая розничная торговая сеть. Судите сами: в десяти расположенных в небольших деревеньках магазинах среднемесячный товарооборот не превышает 5 миллионов рублей, а в двадцати семи — от 5 до 10 миллионов. Исходя из чисто экономической целесообразности, следовало бы от них вообще избавиться. Однако в райпо не применяют такие кардинальные меры, поскольку никогда не забывали о своей социальной миссии. Как призналась одна из моих собеседниц, это тот крест, который кооператорам предстоит нести и в дальнейшем. Ведь негласный девиз потребкооперации «С людьми и для людей!» пока что никто не отменял.

Если это так, то впору задаться вопросом, каким путем в райпо собираются укреплять финансовое положение кооперативной организации. Ставка сделана прежде всего на райцентр, где платежеспособность населения все-таки выше, чем на селе. Это общеизвестно, но одного понимания недостаточно для обеспечения заметного рывка в объемах торговой деятельности. Благие намерения подкрепляются конкретными экономическими выкладками. Не секрет, что хороший эффект дает внедрение в магазинах метода самообслуживания, и в райцентре все предприятия торговли переведены на него. В Копыльском райпо пока что не представляется возможным строительство крупных сетевых объектов, и поэтому акцент сделан на модернизацию и обновление действующих. В сентябре после капитального ремонта открылась «Ласточка», а уже в октябре темп роста товарооборота составил 109,3 процента. Это, кстати, единственный в городе магазин с выносным холодом. В ходе реконструкции значительно увеличилась торговая площадь за счет помещения бывшего кафетерия, полностью заменено оборудование. Осуществляется гибкая ассортиментная политика. Молочная продукция, к примеру, кроме местного маслосырзавода, представлена также первым и вторым минскими гормолзаводами, «Клецкой крыночкой», Слуцким сырзаводом, «Савушкиным продуктом» и т.д.

Примерно такая же ситуация и по другим продовольственным товарным группам. В этом смысле, должен заметить, в остальных расположенных в райцентре магазинах выбор тоже впечатляет. Поэтому и результаты соответствующие. В универсамах «Журавушка» и «Зимняя вишня» в октябре темп роста товарооборота составил 136 и 126 процентов. Неплохие тенденции в последнее время наметились и в общественном питании. Своего рода визитной карточкой здесь, на мой взгляд, является магазин «Журавина», находящийся в ведении ЧУП «Копыльский кооппит». После проведения в нем реконструкции с полной заменой холодильного и торгового оборудования, перевода на метод самообслуживания и расширения ассортимента продукции собственного производства среднемесячный товарооборот увеличился с 80 до 190 миллионов рублей. Сейчас рассматривается вопрос о продлении режима его работы до двух часов ночи, как это сделано в расположенных рядом двух коммерческих магазинчиках.

— И все-таки, — констатировала Людмила Борис, — надо признать, что резервы роста продаж продовольствия практически исчерпаны. Поэтому, не умаляя их значения, в последнее время больше стали уделять внимания товарам промышленной группы, хозтоварам, стройматериалам.

Логика проста: в райцентре и агрогородках активно ведется строительство жилья, а новоселам, естественно, необходимо обустраиваться. Вот тут кооператоры и постарались не упустить момент. Обратимся к цифрам: удельный вес реализации непродтоваров – 24,6 процента в общем товарообороте при 21,6 процента по Минскому облпотребсоюзу.

Кто хочет работать, тот ищет средства, а не причины. В райпо постоянно помнят об этой прописной истине и стремятся действовать соответствующим образом. Без трудностей, конечно, не обходится, но их здесь научились преодолевать. А значит, все у копыльских кооператоров получится.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter