Бернард Шоу в стиле шоу

Есть такое понятие философское - "торовые поля".
Есть такое понятие философское - "торовые поля". Если максимально упростить эту теорию, то выходит, что мысль не только материальна, но и заразна. То есть, если вам пришла в голову неплохая идея, не сомневайтесь - где-то об этом же подумалось другому человеку. Или даже целой группе товарищей.

На театре это явление проиллюстрировать проще простого. Например, в Москве параллельно идет аж 15 чеховских "Чаек". Ну что это, если не "торовые поля"? В Минске народу поменьше, поэтому и режиссеры драмы мыслят одновременно не с такой плотностью на душу населения. Всего ничего в субботу в Театре-студии киноактера прошла премьера "Пигмалиона" Бернарда Шоу. А в воскресенье - аналогичное событие в Молодежном театре. Ну-с, каково? Я бы сказала, что это обстоятельство может обернуться забавным развлечением для театральных гурманов - сравнить обе постановки. Мне, правда, удалось посмотреть пока только киноактерскую версию знаменитой пьесы. На местной сцене исследовал эту прекрасную и немного печальную сказку сам худрук Александр Ефремов.

Пьесу "Пигмалион" Шоу написал в начале прошлого века. Она глубоко погружена в контекст времени, в жесткую систему социальных координат. Поэтому многие реалии, оттенки, запахи и смыслы, которыми оперировал Шоу, требуют точной детализации. Грубо говоря, нужны костюмы и декорации. У Ефремова не было денег на внешние эффекты, зато мысль как работает! Режиссер придумал пригласить к сотрудничеству людей с именами-брэндами. Что, в принципе, гарантирует и уровень. Музыку заказали композитору Олегу Елисеенкову, стихи - поэтессе Елене Туровой. Танцы ставила балетмейстер Наталья Фурман. В результате получилось что-то вроде музыкальной комедии, как сказал сам режиссер. Думаю, он и сам еще не понял, какой она у него получилась. Помимо того, что уже на первом просмотре зрители аплодировали практически после каждой мизансцены, в спектакле со временем откроется много эротических подтекстов, которые весьма ощутимы.

Александр Ефремов усиливает, во-первых, искусную иронию Шоу абсолютно над всеми проявлениями жизни. А также тему скрытых пороков, добродетелей и борьбы между ними. И, наконец, самую волнующую тему - двух страстных сердец, обретших друг друга в мире бушующем. Хотя это в контексте пьесы - режиссерская вольность. Но, видимо, уж очень напрашивался счастливый финал. И так хочется быть оптимистом. Многие почитатели Бернарда Шоу предпочли бы более точное следование оригиналу, то есть лишь намек на возможный хеппи-энд. Но режиссеру простителен страстный поцелуй Элизы и Генри в конце спектакля - уж очень хороши собой, молоды и экспрессивны исполнители главных ролей. Пусть хоть на сцене так бывает. Вся же конструкция пьесы, основные сюжетные линии бережно сохранены.

Если даже не интересоваться творчеством классика драматургии или современного белорусского режиссера, "Пигмалиона" все равно стоит посмотреть. Есть на что. Я, признаться, думала удрать тихонько после первого действия. Но загадочная метаморфоза, произошедшая с актрисой Валерией Арлановой (Элизой), меня так заинтересовала, что не только пришлось остаться, но и не пожалеть об этом. Всей тайны раскрыть не могу. Должна же быть интрига. Да и чего там говорить, смотреть надо.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter