И только Франсуа Олланд ничего не сказал, потому что все его мысли, наверное, были заняты тем, как бы поделикатнее донести до Путина свою озабоченность по Сирии. Впрочем, и Олланд был рад, что после недавнего дипломатического провала (отмены визита Путина в Париж), ему выдалась возможность ликвидировать пробел в общении хотя бы на берлинских полях минских соглашений...
На самом деле, и «дорожная карта» и «вооруженная миссия ОБСЕ» — это хоть и важные, но все же детали. Да, они чуть–чуть формализуют выполнение минских соглашений, в том смысле, что придают духу «Минска–2» какую–то конкретику, планируемые действия. Впрочем, и здесь лидеры стран не первооткрыватели — подобную работу делает в Минске контактная группа вместе с господином Сайдиком из ОБСЕ. Были у них договоренности и об отводе войск, и о прекращении огня... Но о том, чтобы исполнить минские соглашения к концу 2015 года (да–да, именно 2015–го), все уже просто забыли... Дай бог, к концу этого года продвинуться хоть по половине из того, о чем договаривались.
Тем не менее минские соглашения, как старое вино, — чем старее, тем сильнее... Их значение со временем все больше возрастает. Не случайно все четыре лидера государств в Берлине старательно искали и находили только положительные фразы в пользу этого процесса. Меркель и Олланд в один голос твердили, что минский формат надо сохранить. Политологи констатируют: минский процесс жив. И даже Владимир Путин, еще в августе опрометчиво заявивший, что не видит смысла в переговорах по Донбассу в «нормандском формате», сегодня срочно поехал в Берлин.
Сама возможность такой поездки и встречи с западными лидерами благодаря существующему минскому процессу самоценна. «Минск–2» остался сегодня едва ли не единственным форматом коммуникации в современных условиях, которые политологи характеризуют как настоящую холодную войну. Наверное, полтора года назад, когда «нормандскую четверку» принимал Минск, никто и не думал, что эта переговорная площадка останется чуть ли не единственной, где возможны многосторонние переговоры по наиболее взрывоопасным очагам противостояния Восток — Запад. А теперь, после отмены визита Путина в Париж, где бы он мог встретиться с европейскими лидерами? Не случайно встреча в Берлине состояла из двух частей: вначале обсуждали Донбасс, а затем уже в составе трех, без Порошенко, — Сирию.
После отказа Лаврова и Керри совместно работать по Сирии, после всех этих выходов России из ядерных соглашений с США, все увидели, к какой опасной черте скатилось противостояние. Начиналось оно в том числе и с событий в Украине в 2014 году, а теперь вылилось в полномасштабный глобальный конфликт. Понимают это в Москве, где уже проводятся мобилизационные мероприятия на случай не только холодной, но и «горячей» войны. Понимают это и в Европе, воспользовавшись форматом «нормандской четверки» для сверки своих позиций с Путиным.
Так что минская «дорожная карта» действительно до Берлина довела в глобальном смысле.
Кстати, сама философия переговоров приобретает все большее значение и для России с Украиной. Ситуация на востоке Украины, несомненно, самая болезненная тема, которая по–любому требует контактов и обсуждения. Но это не единственная тема. На самом деле, сегодня между двумя государствами существует много спорных моментов, включая цены на газ, газовые долги, санкции в отношении предприятий, визовые вопросы... Какими бы оскорблениями ни обменивались сегодня отдельные депутаты Рады и Думы, как бы ни накалялась враждебная атмосфера в СМИ обеих стран, от тесных связей им никуда не деться. Если не будет у государств диалога — элементарно не будет и денег. Не говоря уже о людских, общественных потерях, если лидеры не смогут договариваться об элементарных вещах взаимосуществования.
Так что переговорная площадка им остро необходима, чтобы поддерживать цивилизованные отношения. Ну а для Минска эта философия договороспособности всех со всеми как была важной изначально, так и остается главным дипломатическим активом на будущее. И как видим, этот актив возрастает в цене.
romanova@sb.by
Советская Белоруссия № 203 (25085). Пятница, 21 октября 2016
Советская Белоруссия № 203 (25085). Пятница, 21 октября 2016