Берегись автомобиля

Спустя  два  с  половиной года  продавцы  угнанных  иномарок  оказались на  скамье  подсудимых

Спустя  два  с  половиной года  продавцы  угнанных  иномарок  оказались на  скамье  подсудимых

Эти два уголовных дела в милиции считали «глухарями». Более двух лет следователи не могли найти мошенников, которые продавали доверчивым автолюбителям дорогие угнанные машины. Негодяи сделали все, чтобы спрятать концы в воду: использовали чужие паспорта, меняли внешность и сим-карты в мобильных телефонах. Потерпевшие давно утратили надежду на справедливость, а преступники уверовали в свою безнаказанность. Но напрасно.

Криминальный  «пассат»

В марте 2006 года пенсионер Константин Демко из Жодино присмотрел по объявлению в газете автомобиль «Фолькс­ваген-Пассат Б5» 2002 года выпуска и поехал в Минск на встречу с Александром Сойкиным (так представился продавец иномарки).

– На машину мы копили всей семьей. Хотели купить хороший автомобиль на долгие годы, – говорит Константин Демко. – Этот «пассат» мне сразу приглянулся – идеальный кузов, небольшой пробег. Да и цена – 11 700 долларов – попробуй найди дешевле. В общем, посмотрел, порулил немного – и ударили по рукам.

На следующий день Сойкин, бородатый и хмурый мужчина лет пятидесяти, показал Демко все документы на машину. В частной компании оформили счет-справку, покупатель передал продавцу деньги. Оставалось зарегистрировать машину в ГАИ – эту процедуру новый владелец должен был пройти в Жодино, по месту жительства.

Сомнения стали бередить душу Демко сразу после покупки. Оказалось, что у «пассата» не работает рычажок открытия топливного бака. Позвонил Сойкину раз, другой – нет ответа. Телефон был отключен…

В ГАИ Демко ждали крупные неприятности. Машину прогнали по всем базам данных: номер кузова перебит, свидетельство о регистрации и техпаспорт липовые, транзитный номер числится за другим автомобилем… Позже по линии Интерпола пришло известие: «пассат» угнан в Европе несколько лет назад и за него уже выплачена страховка. Поскольку машина находилась в Беларуси на временной регистрации, таможня конфисковала ее в доход государства. Демко остался у разбитого корыта: ни машины, ни денег...

По такому же сценарию развивались события и двумя месяцами позже. В роли жертвы оказался гомельчанин Дмитрий Разин, а мошенником был все тот же бородатый мужичок. Вот только по паспорту это уже был не Сойкин, а Макович. Подложные документы опять не разглядели при оформлении счета-справки. Разин заплатил 15 750 долларов и, довольный, уехал на купленной «Ауди А4» в Гомель. Что случилось дальше – догадаться не трудно.

Следствие  в  тупике?

За первое дело взялись сотрудники уголовного розыска и следователи управления милиции Заводского района Минска, другое рассматривалось во Фрунзенском районе. Проверили номера, с которых звонил мошенник. Сим-карты были зарегистрированы по паспортным данным на Сойкина и Маковича. Нашли этих людей, а те только разводят руками: дескать, мы тут ни при чем. Оказалось, Сойкин потерял свой паспорт в 2004 году, Макович – в 2002-м. Мошенник пользовался документами этих людей не только для покупки сим-карт, но и для оформления документов на авто. Другие попытки вычислить преступника были безуспешны. Следователи Заводского и Фрунзенского районов топтались на месте отчасти и потому, что работали параллельно, не зная о том, что коллеги пытаются разгадать аналогичную головоломку. Со временем расследование зашло в тупик. Но столь серьезные уголовные дела никак не хотели списывать в архив. Они стояли на контроле в прокуратуре и МВД страны.

В июне этого года во Фрунзенском РУВД «глухаря» передали следователю Наталье Левченок. Руководство рассчитывало на опыт сотрудницы: все-таки за плечами 9 лет следственной работы и десятки раскрытых преступлений с закрученным сюжетом.

– Поначалу было много путаницы и неразберихи, – говорит Наталья Левченок. – Зацепку подали знакомые оперативники из ГУБОПа, которые и рассказали об очень похожей истории в Заводском районе. Сопоставив все факты, стало ясно: две автомобильные аферы – дело рук одного человека.

Но это была только зацепка. Предстояло переворошить базы данных милиции, поднять распечатки телефонных соединений двухлетней давности – монотонный труд, требующий внимания и железной логики. Вскоре Левченок вышла на минчанку Елену Литвинчик (каким образом – это секрет работы следователей, который в газете раскрывать не будем). Проверила по базе заодно и ее родственников. Когда же сравнила фотографию ее мужа Олега Карповича с фотороботом — обомлела. Это был один и тот же человек, разве что на фотоснимке не было щетины.

Демко и Разин без труда опознали на фотографии махинатора. Карповича задержали в августе. На допросе он «поп­лыл»:

– Да я даже машину водить не умею. За всем стоял Шорох, он и заварил эту кашу.

Так стал известен подельник Карповича. Разыскать его не составило труда. Анатолий Шорох начал было выгораживать себя, но быстро понял: бесполезно…

Анатомия  мошенничества

Познакомились эти двое в 90-х, когда челноками ездили за товарами в Польшу. Позже Шорох сошелся с людьми, которые занимались «черным» автобизнесом: возили в Беларусь угнанные в Европе машины. До добра не довело: несколько лет назад Шорох, как поставщик «левых» иномарок, попал в число фигурантов громкого уголовного дела на таможне и получил условный срок. Но это не помешало ему забыть свой промысел. Правда, светиться больше не хотелось. Тут и вспомнил давнего друга Карповича и ввел ему в уши схему: берем угнанный «фольксваген» за 8 тысяч долларов, перепродаем его в Беларуси в полтора раза дороже, а деньги пополам. Затем продали «ауди», на этой сделке каждый заработал по 3,5 тысячи долларов.

– Я досконально изучила характеры обоих мошенников, – говорит Наталья Геннадьевна. – Карпович мягкотелый, послушный. Шорох же агрессивный, расчетливый, властный. Первый был шахматной фигурой в руках второго. Шорох подделывал документы, давал объявления в газеты, вел переговоры с покупателями по телефону, а Карпович выступал в роли продавца, используя нехитрую маскировку в виде щетины, очков и кепки. Впрочем, такое распределение ролей не умаляет вины Карповича. Оба действовали по сговору, оба знали, что обманутые ими люди никогда не зарегистрируют машины в ГАИ

Судили Карповича и Шороха в конце октября, спустя два с половиной года после их махинаций. Первый получил четыре года лишения свободы, второй – четыре с половиной. Но решение пока не вступило в силу: в надежде на смягчение приговора один из подсудимых подал кассационную жалобу. Поэтому, пока в деле не будет поставлена точка, мы не указываем в этой статье настоящих фамилий антигероев и их жертв.

Потерпевшие часто задаются вопросом: как могли позволить так жестоко обдурить себя? Почти новые машины будто ослепили их. А ведь если бы Демко был чуть внимательнее, то наверняка заметил бы, что в документах год выпуска машины – 2002-й, а на стеклах и ремнях безопасности значится 2001-й. И это натолкнуло бы на размышления. А как можно было не заметить подвоха в паспорте мошенника? На очной ставке преступники признались, что паспорта Сойкина и Маковича купили у таксистов. Удивительно, что ни сами жертвы обмана, ни сотрудники компаний, где оформлялись счета-справки, не рассматривали фотографии и не замечали, что на них чужие лица…

Много уроков можно извлечь из этого жизненного детектива. Последнее время мы привыкли к тому, что на все товары есть гарантия, что в магазинах  выдаются чеки, что предприниматели имеют лицензии, а конторы работают по закону и без брака. Но излишнее доверие потребителя ведет к потере бдительности и порождает разного рода преступные махинации, особенно если на кону крупные деньги. Ничего ведь не стоило тогда Демко и Разину навести справки в ГАИ, паспортном столе, сфотографировать на всякий случай продавца и его автомобиль, попросить другие документы. Увы, учиться на своих ошибках приходится многим из нас…

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter