Береги мозг смолоду

Эксперименты по внедрению в школы электронных средств обучения — планшетов — идут по всему миру, в том числе в соседних России и Украине. Еще в феврале у нас заговорили о том, чтобы присоединиться к прогрессивному подходу, возможно, уже с нового учебного года. Главная цель — уйти от бумажных учебников, разгрузить портфели и сделать саму учебу адекватной современному развитию технологий. Однако, по мнению наших ученых, такая модернизация требует не только вдумчивого, грамотного подхода, но и всестороннего изучения...

Эксперименты по внедрению в школы электронных средств обучения — планшетов — идут по всему миру, в том числе в соседних России и Украине. Еще в феврале у нас заговорили о том, чтобы присоединиться к прогрессивному подходу, возможно, уже с нового учебного года. Главная цель — уйти от бумажных учебников, разгрузить портфели и сделать саму учебу адекватной современному развитию технологий. Однако, по мнению наших ученых, такая модернизация требует не только вдумчивого, грамотного подхода, но и всестороннего изучения.


Не секрет, что еще с советских времен к школьным учебникам предъявлялись строгие гигиенические требования. В обязательном порядке оценивался целый ряд показателей: размеры шрифтов, расстояния между буквами и строчками, плотность информации в одной строке и многое другое. И все для того, чтобы сделать учебники оптимальными для чтения, восприятия ребенком, усвоения информации без ущерба как для зрения, так и для центральной нервной системы. Эти нормативы существуют и поныне. По отношению же к планшетам — а на заседании специальной комиссии в свое время говорилось о возможности использования в школе одного из трех вариантов этих «персональных мобильных электронных устройств»: нетбук, планшетный компьютер и ридер (электронная книга), — подобных требований нет.


— Их нет не только у нас, но и в большинстве стран мира. Слишком уж новы технологии. Крупные производители компьютерных систем презентовали отдельные модели планшетов всего несколько месяцев назад, — обрисовывает ситуацию заведующий лабораторией комплексных проблем физических факторов среды обитания человека ГУ «РНПЦ гигиены», кандидат медицинских наук Станислав Худницкий. — Активность производителей понятна, она связана со спросом рынка на такие системы. Ведь они удобны, мобильны, позволяют загружать огромные объемы информации, как видео–, так и текстовой, используя современные системы и технологии ее получения из интернета и накопления на планшете.


Вроде бы задача понятна — оценить, насколько безопасно использовать планшеты в школьном учебном процессе. Конечно, вся продукция, поступающая на рынок, сертифицирована. Однако специфических исследований, сконцентрированных именно на обучении с помощью персональных мобильных электронных устройств, не ведется. А ведь это отдельная проблема. Например, ряд производителей заявляет свои приборы как «электронную книгу» — следовательно, гигиенические требования к ней должны в определенной мере соответствовать тем, которые предъявляются к учебникам.


По словам Станислава Худницкого, тут возникает важный вопрос: «А имеем ли мы возможность подстроить имеющиеся в планшетах шрифты и системы печатания под те, которые нормируются у нас? Такого анализа никто не делал. Да, буквы регулируются по размеру, но медиков интересуют и плотность заполнения строки, и контрастность фона и букв, яркость и освещенность экрана. Электронные книги, как правило, своей специальной подсветки не имеют. Значит, условия для чтения должны быть отдельно оговорены — нужна определенная освещенность поверхности, позволяющая читать текст. Кроме того, надо выработать оптимальные для здоровья условия и требования работы на таких системах для различных возрастных групп пользователей».


Итак, проблема в том, что комплексной гигиенической оценки технических новинок пока не проводится. Нет, конечно, в РНПЦ гигиены обращаются некоторые продавцы планшетов, чтобы ученые оценили отдельные параметры — например, токсичность полимеров и пластика. Но если речь идет о школе, такой оценки явно недостаточно. Как планшет будет влиять на здоровье ребенка, никто не знает.


Станислав Худницкий уверен, что этот вопрос рано или поздно встанет: «Например, у нас нормируется уровень излучаемых приборами электромагнитных полей, есть требования к электронным системам и устройствам для детей, подростков и взрослых. А планшеты, как правило, оснащены системами беспроводного подключения блютуз в Wi–Fi, которые используют в качестве сигнала электромагнитные поля радиочастотного диапазона. И надо знать, на каких расстояниях они работают, как их целесообразнее использовать, какое количество систем может одновременно находиться в помещении, какова точка доступа. Здесь масса вопросов!» И ответ на них должны давать медики.


* * *


Безусловно, отмахиваться от новшеств при обучении нельзя. Однако, беря на вооружение новое, нужно одновременно и корректировать подходы. Например, в России, где нетбуки в качестве эксперимента уже используются в нескольких школах, были проведены исследования специалистами НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков. И выяснилось: учебный материал на экране электронного учебника усваивается школьниками медленнее, чем тот же, только изложенный на бумаге. Отсюда рекомендация: после работы на нетбуке требуется более продолжительный отдых. Кстати, по мнению офтальмологов, от текста на светящейся поверхности глаза устают быстрее, чем от печатного. И наилучшим вариантом они считают электронный учебник с белой матовой поверхностью, то есть максимально приближенный к обычной книге. Не менее интересно и исследование среди первокурсников Вашингтонского университета: несмотря на то что студентам выдали весь набор учебников в электронном виде, 60% из них использовали при подготовке заданий все же бумажные книжки. А почему? В электронных они просто не могли делать пометки и обращаться за справочной литературой. Но главное, оказалось, что страдает сама техника запоминания текста, которая непосредственно связана с расположением его в книге. Так что при несомненных плюсах новинок нам еще предстоит оценить и возможные их минусы. Как бы то ни было, электронные технологии еще не готовы окончательно вытеснить из школ привычные книжки.


Кстати


Согласно белорусским санитарно–гигиеническим требованиям первоклассники могут заниматься за компьютером не более 7 — 10 минут, школьники старших классов — по полчаса на 2 уроках, студенты — до 3 часов.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter