Белым по белому

Сдувая пыль с истории

О, спорт, ты что? К середине февраля давно пора было сдуть пыль с зимних Олимпиад, но до чего же непросто это сделать! «Советская Белоруссия» советских лет не баловала читателей эксклюзивными репортажами из Саппоро или Инсбрука, Сараево или Скво–Вэлли. На страницах «СБ» Олимпийские игры большей частью проходили в виде скупых телетайпных лент, за которыми только настоящий болельщик мог увидеть нечто большее, чем перечень занятых его любимцами мест.


Впрочем, как и положено в спорте, начать предлагаю с небольшой разминки. Сейчас, когда «Раубичи» второй год подряд готовятся принять этап Кубка мира по фристайлу, ньюсмейкером неожиданно оказался наш последний олимпийский чемпион в зимних видах спорта Алексей Гришин. Пропускающий нынешний сезон, он признался в интервью журналистам, что задуманная им акция по продаже георгиевских ленточек в помощь спортсменам–инвалидам попросту провалилась. Белорусы не захотели покупать товар Гришина, и в итоге олимпийский чемпион понес убытков на 20 тысяч долларов: «Если бы я знал, что так получится, то лучше бы напрямую перечислил эту сумму Диме Раку». Ему уж точно эта помощь не помешала бы. Ведь вместе с признанием Гришина появилась информация, что до сих пор восстанавливающегося после тяжелой травмы спортсмена родители повезли на лечение за свой счет. Гришин еще добавил, что у нас всегда так, что «балалайка, когда играет, — все хорошо. А когда струна порвалась — ее в сторону отложили и новую взяли...»


Примерно так было и в советскую пору. Но не будем много говорить, давайте лучше почитаем.


«Вчера утром в последний день зимней Олимпиады состоялись соревнования по прыжкам с трамплина. Успешно выступили финские прыгуны, занявшие два первых места. VII зимние Олимпийские игры закончились. Они завершились крупным успехом советских спортсменов. Ими завоевано 26 золотых медалей чемпионов Олимпиады, 22 золотые медали чемпионов мира и 17 золотых медалей чемпионов Европы. Кроме того, за призовые места советским спортсменам вручено 5 серебряных и 6 бронзовых медалей» («Закрытие VII зимних Олимпийских игр», 7.02.1956).


Что мог узнать читатель из такого сообщения? Только то, что Игры в Кортина д’Ампеццо, в которых впервые принимала участие советская сборная, завершились ее безусловной общекомандной победой. А вот о том, что на церемонии открытия Олимпиады падал, зацепившись за телевизионный кабель, факелоносец, что с олимпийских арен велись прямые телетрансляции, белорусским читателям знать положено не было. Вот и с сообщением из Кортина д’Ампеццо соседствовала пространная информация о шахматном чемпионате СССР.


«Начался финиш двадцать третьего шахматного чемпионата СССР. Сегодня игрался тринадцатый тур. В центре внимания многочисленных зрителей была встреча Спасский — Тайманов. В сицилианской защите Тайманов неточно разыграл дебют, и у него получились слабые пешки в центре и на ферзевом фланге. После размена ферзей Спасский быстро стал продвигать пешки своего ферзевого фланга, и, когда одна из них достигла седьмой горизонтали, Тайманов прекратил сопротивление» («Двадцать третий шахматный чемпионат СССР», 7.02.1956). Эка оно! Подумаешь, что конькобежцы Евгений Гришин и Юрий Михайлов на Олимпиаде показали абсолютно одинаковый результат на дистанции 1.500 метров, что вместе оказались на верхней ступеньке пьедестала. Главное слово все равно оставалось за ферзем Спасского.


А вот еще парочка, с позволения сказать, иллюстраций.


«Уступив победу на двух первых дистанциях, советские конькобежцы одержали сегодня победу на Белой Олимпиаде. Бег на 1.500 метров выиграл таллинский студент Антс Антсон — 2.10,3. Серебряная медаль досталась голландцу Корнелиусу Феркерку — 2.10,6. Бронзовым призером стал норвежец Вилли Хауген — 2.11,2. Еще два советских скорохода — Лев Зайцев и минчанин Эдуард Матусевич оказались в числе тех, кто показал шесть лучших результатов» («Горит олимпийский огонь», 7.02.1964).


«Грустной для нас выдалась на Белой Олимпиаде сегодняшняя пятница. Она развеяла «золотые» надежды в таких прежде исконно «наших» номерах программы, как женская эстафета 3х5 км


и конькобежные забеги мужчин на 1.500 м. Советские лыжницы стартовали удачно: Алевтина Колчина долго шла невдалеке от лидера — норвежской гонщицы Ингер Ауфлес. Но уже в конце первого этапа москвичку обошла Сенья Пусула (Финляндия). Рита Ачкина на следующем этапе снова вывела команду СССР на второе место, и снова ее обошли, на этот раз — двукратная олимпийская чемпионка шведка Тойни Густафссон. Сибирячка Галина Кулакова уже не в силах была что–либо изменить... Лыжня в Отране принесла все же «бронзовое» утешение девушкам, а вот дела на катке сложились совсем скверно. Трижды стартовали советские скороходы на Белых Олимпиадах, и неизменно после соревнований на «полуторакилометровке» на высшую ступеньку пьедестала почета поднимался наш конькобежец. На этот раз лучший в советской команде — абсолютный чемпион страны Эдуард Матусевич — остался только восьмым» («Грустная пятница», 17.02.1968).


Так и хочется воскликнуть: «Разве так можно?!» Ведь за этими скупыми строками скрыт тот простой факт, что не кто иной, как Эдуард Матусевич и Рита Ачкина в Инсбруке 1964–го стали первыми белорусскими зимними олимпийцами. Родившаяся в Могилеве Ачкина в Гренобле 1968–го принесла Белоруссии первую зимнюю олимпийскую медаль, но долгие годы этот успех даже не принято было анализировать. Не «золото», мол...


Но это так, еще одна сторона отношения к спорту... Ее можно было и не заметить, если бы у олимпийских медалей оказывалось сразу не одна, а несколько оборотных сторон. Вот, например, сторона политическая. В 1994–м, когда наша страна готовилась дебютировать самостоятельной командой на Играх в Лиллехаммере, у нее неожиданно возникли трудности с аккредитацией. Кто–то поспешил увидеть в этом «козни России», однако председатель Госкомспорта Владимир Рыженков назвал эти разговоры абсурдом:


— В аналогичной ситуации оказались многие страны, и в первую очередь из бывшего Советского Союза, указавшие в своих аккредитационных карточках гражданство и национальность атлетов. Последнее «определение» нас попросили пояснить, что и было сделано. После этого мы получили факс от директора МОКа, в котором сказано, что аккредитация будет проходить на основе существующих положений Олимпийской хартии. А там говорится, что за любое государство может быть заявлен спортсмен, имеющий его гражданство и не выступавший 3 года за другую страну. Теперь по поводу слухов о «привозных» атлетах. Трудно сосчитать, сколько белорусов выступает за другие страны. И это нормальная практика цивилизованных отношений. Каждый выступает, где ему лучше. Поэтому у нас состав олимпийцев интернациональный: есть в нем и белорусы, и русские, и украинец, и армянин. Все они являются гражданами Беларуси» («Олимпийская «обойма», 8.02.1994).


Конечно, были у нас и Редькин с Поповым и Булыгиным. Была Мишкутенок. Каждая из этих фамилий отлита золотом в истории белорусского, но все–таки советского спорта. А здесь и сейчас важно отметить, что с Игр в Норвегии обретшие суверенитет белорусы привезли «серебро» Светланы Парамыгиной и Игоря Железовского. В 1998–м третьими стали Дмитрий Дащинский и Алексей Айдаров. Дащинский из Турина 2006–го вернулся с «серебром». А Алексей Гришин «побронзовел» еще в 2002–м в Солт–Лейк–Сити. С той Олимпиадой, кстати, связана одна любопытная история. Произошла она 20.02.2002 г., когда одновременно проходили мужская эстафета у биатлонистов и белорусско–шведский четвертьфинал хоккейного турнира. Журналист «СБ» (которая в эпоху суверенитета не жалеет места на освещение спортивных событий и посылает своих корреспондентов на все Олимпиады, начиная с 1998 года) вдохновился обещаниями биатлонистов и вместе с абсолютным большинством белорусских коллег отправился на стрельбище. Что ж, теперь–то, после броска Володи Копатя, мы точно знаем, как они тогда прогадали...


P.S. Вчера было объявлено, что матч чемпионата Беларуси по гандболу среди мужских команд «Динамо» (Минск) и БГК имени Мешкова (Брест), который состоится 25 февраля в столичном Дворце спорта, станет благотворительным. Все средства, вырученные от продажи билетов, а также деньги, собранные среди зрителей во время игры, пойдут на лечение Дмитрия Рака.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter