В Бельгии арестовали российское имущество

Белые ночи, черные дни

В день открытия международного Петербургского экономического форума пришла весть об аресте российского имущества в Бельгии
Как гром среди ясного неба — как раз в день открытия международного Петербургского экономического форума, на котором Россия будет завлекать инвесторов, пришла весть об аресте российского имущества в Бельгии. Меньше всего здесь речь идет об отправлении правосудия, тем более что аресты по иску бывших акционеров нефтекомпании «ЮКОС», судящихся с российским государством, подвергли сомнению даже в Европейском суде по правам человека (ЕСПЧ). Зато совершенно ясно другое — привлечение инвестиций в российскую экономику в условиях санкций — вопрос жизни и смерти. И вот как раз сегодня, когда иностранные инвесторы колеблются и в то же время желают воспользоваться открытыми в России возможностями — а экономику, как известно, создают ожидания, — им подают негативный сигнал. Увы, данный инцидент сокрушительно опровергает благостную формулу «ничего личного, только бизнес». Как раз все наоборот — как говорил великий немец Шиллер, «любовь и голод правят миром».

То есть за всеми конфликтами стоят интересы людей, в данном случае политиков. И, пожалуй, самая большая проблема в современном мире — это недобросовестная конкуренция, когда свои интересы отстаиваются не лучшими средствами. Но — под благовидным предлогом «международных санкций». Что может быть проще — взять и отключить ту или иную страну от финансовых, технологических, инвестиционных ресурсов. Как говорят известные экономисты, именно так сегодня выигрываются глобальные войны — без единого патрона.

Остается вопрос о моральности таких войн, хотя выражение «моральная война» — это, конечно, явный оксюморон. Да, но европейцы как раз славятся тем, что проповедуют ценности и отстаивают моральные подходы везде и во всем! Так почему же сегодня они встали на тропу экономической войны, которая является плохим знаком для всей Европы?

Такой вопрос за последний год задается не впервые. И, по большому счету, аресты российского имущества в Брюсселе на фоне тотального отключения российской экономики от дешевых кредитных ресурсов — это мелочь. Но мелочь символическая. Она демонстрирует, что философия противостояния никуда не ушла. Более того, заложниками этого противостояния становятся уже практически все крупные банки, все российские представительства, включая негосударственные организации и СМИ, вплоть до архиепископства Брюссельского и Бельгийского РПЦ... Именно эти российские учреждения в Бельгии получили от судебных приставов постановления об аресте находящегося в их распоряжении государственного имущества России. При чем тут СМИ и Церковь? И как же разговоры о свободе предпринимательства, свободе прессы и даже свободе вероисповедания?.. Складывается впечатление, что в раже противостояния некоторые политики забывают о своих собственных ценностях.

Впрочем, речь не только о символических шагах и абстрактных ценностях. Сегодня мы наблюдаем еще одну, самую громкую попытку загнать в жесткую матрицу бизнес. Многие эксперты уверены, что арест российского имущества за рубежом призван повлиять на ход международного экономического форума в Петербурге. Ведь по сравнению с 2014 годом, когда испуг после Крыма прошел, количество западных инвесторов в России заметно выросло. И нынешняя черная метка прислана из Брюсселя всякому, кто рискнет своими деньгами в этой стране. Что бы ни говорили о самостоятельности бизнеса, очевидно, что он связан политическими решениями своих властей. А европейские лидеры пока не находят общего языка с Владимиром Путиным. Кстати, имиджевый удар в эти дни нанесен по родному городу российского Президента.

Отношение Владимира Путина к той самой жесткой матрице, в которую пытаются загнать Россию после марта 2014–го, в общем–то известно. Он не раз говорил, что пик санкций и падения цен на нефть уже пройден, а экономические проблемы только укрепили Россию. Сегодня на форуме ожидается объявление новых крупных проектов с иностранными компаниями и даже маленькая сенсация — участие в форуме премьер–министра Греции Ципраса.

Так что, возможно, кто–то и предрекал Петербургу черные дни. Но ведь вот какая штука — мир широк и изменчив, и альтернативу в нем всегда можно найти. Тем более что Северная столица славится своими уникальными белыми ночами, которые наступили как раз сейчас.

romanova@sb.by

Советская Белоруссия № 115 (24745). Пятница, 19 июня 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter