Беларусь — Евросоюз: перезагрузка?

Стоим ли мы на пороге качественно нового этапа отношений с ЕС?

В эти осенние месяцы в Беларусь зачастили европейские политики высокого ранга. Так, в октябре нашу страну с рабочим визитом посетила Президент Литвы Даля Грибаускайте, спустя две недели, в начале ноября, в Минске побывали министр иностранных дел Германии Гидо Вестервелле и его польский коллега Радослав Сикорский. 15 ноября состоялся рабочий визит в Беларусь европейского комиссара по вопросам расширения ЕС и Европейской политики соседства Штефана Фюле.

В связи с этим многие задаются вопросом: что может означать эта, в общем-то, действительно необычная активность наших западных партнеров? Знаменует ли она начало какого-то качественно нового этапа в отношениях по линии Беларусь – Евросоюз?

Вряд ли вся эта деятельность может быть сведена к однозначному ответу. Жизнь во всех ее проявлениях, а особенно в политической сфере, намного сложнее и многограннее ответа, наподобие: «приехали и поддержали», а тем более «приехали и начали все с чистого листа».

Для того чтобы разобраться в происходящем, необходимо признать главное: Беларусь состоялась как субъект мировой политики. Страна узнаваема на мировой арене и играет заметную роль в европейском регионе. Если бы это было не так, кому бы мы были интересны? Сателлитов не уговаривают, не убеждают – им определяют линию поведения.

Мы находимся рядом с такими мощными мировыми «центрами силы», как Евросоюз и Россия, которые, исходя из своего статуса, пытаются расширять сферы собственного влияния. Это данность, и с этим приходится считаться, независимо от того, нравится нам это или нет.

При этом способы распространения и закрепления политического влияния как со стороны Запада, так и с Востока, по сути, одинаковы и сводятся к попыткам задействования прежде всего экономических рычагов. Отличие лишь в том, что Евросоюз за выполнение выдвигаемых им условий обещает определенные экономические преференции в ближайшей перспективе, а Россия в попытке не разжимать братских объятий, которые при определенных обстоятельствах могут и задушить нашу государственность, лишает Беларусь тех преференций, которые ранее предоставляла.

Прежде все было наоборот, но суть дела от этого не меняется.

Возвращаясь к вышеперечисленным вопросам, активно обсуждаемым в информационном пространстве, следует признать, что сам факт этих визитов, инициированных, кстати говоря, европейцами, свидетельствует об обострении политической «битвы» за Беларусь между Евросоюзом и Россией.

Кроме того, эти посещения высвечивают и еще целый ряд нюансов и обстоятельств, в совокупности констатирующих, что наша страна, ее внешнеполитическая ориентация не просто интересны, а крайне важны для будущего Европы.

Следует признать, что активность Беларуси на международной арене непосредственно после обретения независимости была сфокусирована прежде всего на интеграционных проектах в рамках постсоветского пространства.

Впрочем, это совершенно закономерно диктовалось политическими, а главное, экономическими реалиями. На тот период ситуация для нас не могла развиваться иначе. Да и объединяющаяся Европа тогда, откровенно говоря, смотрела на нас, как, впрочем и на другие бывшие советские республики, включая и Россию, свысока.

Наша страна всегда приветствовала объединительные процессы на территории бывшего Советского Союза, такие, как формирование СНГ, ОДКБ, ЕврАзЭС, строительство Союзного государства Беларуси и России, создание Таможенного союза. Республика активно включалась в разностороннюю деятельность этих наднациональных структур.

Вместе с тем относительно новые проекты, прежде всего Таможенный союз, пока еще не подтвердили свою полную состоятельность, а имеющие более длительную историю структуры (речь, в частности, идет о СНГ) не оправдали всех тех надежд, которые на них возлагались. Среди постсоветских государств нарастает неудовлетворенность создавшимся положением дел и уровнем отношений, не позволившим в полной мере использовать интеграционный потенциал во благо всех стран-участниц. Более того, в последнее время наблюдается снижение потенциала сотрудничества.

Неудовлетворенность практическим наполнением существующих на постсоветском пространстве интеграционных проектов закономерно вынуждает страны – бывшие республики Советского Союза искать новые форматы регионального международного сотрудничества, ориентированные на европейский потенциал. Речь, в частности, идет о «Восточном партнерстве» и, в определенной степени, о «Северном измерении». Однако и здесь ситуация развивается непросто.

Как известно, официальный старт программе ЕС «Восточное партнерство» был дан 7 мая 2009 года на установочном саммите в Праге. Участниками программы, наряду с 27 членами ЕС, стали Азербайджан, Армения, Беларусь, Грузия, Молдова и Украина. Стоит подчеркнуть, что главной целью «Восточного партнерства» Пражская декларация провозгласила «создание необходимых условий для усиления политической ассоциации и дальнейшей экономической интеграции между Европейским союзом и заинтересованными странами-партнерами».

Для достижения этой цели в рамках партнерства были определены четыре основных направления сотрудничества: демократия, качественное государственное управление и стабильность; экономическая интеграция; энергетическая безопасность; контакты между людьми.

Как видим, цели выглядят вполне привлекательно и при заинтересованном подходе участников проекта должны были бы уже на сегодняшний день, даже с поправкой на мировой финансово-экономический кризис, принести ощутимые позитивные результаты по всем продекларированным направлениям.

Что же мы имеем на самом деле? Представители Евросоюза в ходе контактов основной упор делают на необходимости дальнейшей демократизации нашей внутриполитической жизни. При этом белорусская политическая действительность понимается и трактуется ими чаще всего весьма своеобразно. В результате вместо диалога и поиска взаимоприемлемых решений со стороны ЕС вновь выдвигаются условия, что в большей степени напоминает язык ультиматума.

Несмотря на объективно существующий очевидный взаимный интерес для всех участвующих сторон, за период существования «Восточного партнерства» каких-то радикальных достижений в энергетическом сотрудничестве в рамках проекта не произошло. Вместо реализации предлагаемых, в том числе и белорусской стороной, амбициозных проектов, ведутся лишь разговоры об огромном потенциале возможного сотрудничества.

Ныне Беларуси «засветила» перспектива участия в программе ЕС «Северное измерение».

Партнерство ЕС «Северное измерение» основано в 1997 году по инициативе Финляндии. Его участники — Германия, Дания, Исландия, Латвия, Литва, Норвегия, Польша, Финляндия, Швеция, Эстония и Россия.

Программа охватывает регион Балтийского моря, Арктику и северо-запад России. Декларируется, что инициатива нацелена на решение ряда важных задач, среди которых особо можно выделить решение экологических проблем региона, представляющих угрозу для окружающей среды; повышение уровня ядерной безопасности и управление ядерными отходами в регионе, где работает несколько АЭС; содействие сотрудничеству в области энергетики (Север богат газом и нефтью) и т.д.

Пока Беларусь не входит в программу, но является партнером по развитию ее отдельных направлений. Так, в ноябре 2009 года страна стала полноправным участником проектов партнерства «Северное измерение» по транспорту и логистике.

Поскольку наша страна географически непосредственно примыкает к региону стран — участниц проекта и активно сотрудничает с Польшей, балтийскими государствами и российскими регионами, названная программа представляет для нас несомненный интерес, но опять с оговоркой – если в рамках инициативы будут реализовываться именно те цели, которые заявлены.

Определенная интрига заключается в том, что 2 ноября 2010 года на встрече участников проекта в Осло министр иностранных дел РФ Сергей Лавров заявил, что Россия рассчитывает на принятие решения о предоставлении Беларуси статуса наблюдателя в рамках программы Евросоюза «Северное измерение». Данное заявление в контексте нынешнего состояния белорусско-российских отношений можно рассматривать как попытку «сглаживания острых углов», возникших в двустороннем формате, и приглашение к сотрудничеству в проекте, в определенной степени контролируемом Россией. Возможно, это своего рода противовес «Восточному партнерству», в котором Россия не участвует, а потому относится крайне ревниво.

Для нас же в этой программе, также как и во всех прочих интеграционных проектах, определяющим является содержательная сторона, связанная с развитием экономических, энергетических и иных связей, направленных на повышение уровня жизни белорусского народа, и основанная на взаимном уважении интересов.

Так что же означает возросшая активность визитов в нашу страну высокопоставленных представителей стран – членов Евросоюза?

Уже ближайшее будущее покажет, что именно хотела продемонстрировать объединенная Европа в попытке инициировать активизацию диалога с нашей страной. При этом переход к «разговору на равных» есть не что иное, как признание политической состоятельности белорусской государственности, эффективности действующей власти
и слабости внутренних оппонентов.

Игорь ЛОМОНОСОВ, начальник отдела Управления политического анализа Информационно-аналитического центра при Администрации Президента Республики Беларусь

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter