Приватизация жилья в стране началась 20 лет назад, но на начало мая не затронула еще 14 процентов квартир

Беготня на ровном месте

Приватизация жилья в стране началась 20 лет назад, но на начало мая не затронула еще 14 процентов квартир...

Приватизировать нельзя отказать. Вопрос, где ставить запятую в предложении, ныне волнует не только жителей Минского района, желающих стать собственниками квадратных метров, но, видимо, и сотрудников исполкомов, а также организаций, на балансе которых находится жилье. Напомним, приватизация жилья в стране началась 20 лет назад, но на начало мая не затронула еще 14 процентов квартир. Многие пропустили мимо ушей факт, что еще год назад в новой редакции Жилищного кодекса появилась норма о том, что проживающие в квартирах и домах государственного жилфонда станут, помимо коммунальных услуг, платить еще и за наем недвижимости. Зато недавнее заявление министра жилищно–коммунального хозяйства Андрея Шорца о том, что государственное жилье будет переведено в разряд коммерческого, вызвало нешуточный ажиотаж. И хотя на вопрос «когда?» нет ответа до сих пор, в районных администрациях выстроились очереди. А в конце августа банальное житейское дело вообще многих неожиданно поставило в тупик. «Приватизация зависла!» — сообщают встревоженные читатели «СБ».

Прошу внимания!


Иллюстрация к теме — история научного сотрудника Института физико–органической химии НАН Евгения Дикусара. Чтобы решить вопрос с приватизацией однокомнатной квартиры в Колодищах, Евгению Анатольевичу пришлось побегать. Одна инстанция, вторая, третья, четвертая... От жилищно–коммунального управления до районного исполкома, БРТИ и т.д. Но, увы. «Нигде я не получил вразумительного ответа, как мне действовать! — недоумевает научный сотрудник. — Я тружусь на двух работах — в научном институте и университете физической культуры на кафедре спортивного и рекреационного туризма. Ходить по кабинетам времени нет. А мне в БРТИ говорят: в августе вышло некое постановление, согласно которому приватизировать свое жилье я не вправе! В чем суть — совершенно не ясно. Попросил сделать его копию — отказали. Впрочем, как и в предоставлении справки, поясняющей, на основании чего я не могу получить жилье в собственность. Когда поинтересовался, что же делать, чиновничий совет был таков: «Пишите, жалуйтесь, чтобы на вашу проблему обратили внимание».


Евгений Анатольевич беспокоится, что если не успеет приватизировать квартиру сейчас, жилье перейдет в статус арендного. И хоть ныне по законодательству плата за него невелика, но ведь все течет и меняется: «Кто знает, что будет спустя три года? Да и, в принципе, быть собственником квартиры, купленной за свои средства, — дело само собой разумеющееся. Я живу в Колодищах с 1983 года, всегда вовремя оплачивал коммунальные счета, все документы на квартиру в порядке...»


Итог стал началом


В этой ситуации, словно в компьютерной игре, несколько уровней сложности. Вот только пройти их очень непросто. Итак, в чем же суть «таинственного» документа? Оказалось, 26 августа облисполкомы получили письмо № 04–02–12/562 «О некоторых вопросах приватизации жилых помещений государственного жилищного фонда» из Министерства жилищно–коммунального хозяйства. В нем, в частности, сказано, что местные исполнительные и распорядительные органы, другие государственные организации, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся жилые помещения государственного жилищного фонда, обязаны обеспечивать их государственный учет. И для проведения процедуры приватизации те должны быть в установленном порядке зарегистрированы в едином государственном регистре недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним.


Начальник отдела ЖКХ Минского райисполкома Анастасия Чирак пояснила: ранее, чтобы приватизировать квартиру, нужен был один технический паспорт — он же подтверждение государственной регистрации всего жилого дома. Ныне пришли к выводу: должен быть еще и такой документ на всякое отдельно изолированное помещение, то есть на каждую квартиру. И если прежде получение «индивидуального» техпаспорта становилось итогом приватизации, то ныне — ее началом. Нет такого документа? Невозможна процедура передачи собственности. Но из каких источников будет финансироваться госрегистрация? По словам Анастасии Чирак, это и есть самый главный вопрос, причем открытый. И ждут его решения более 20 человек, подавших заявления о приватизации только в Минском районе.


Что же делать Евгению Анатольевичу? Официальный ответ за подписью заместителя председателя Минского райисполкома Валентина Грицука звучит так: «Жилое помещение, расположенное по указанному адресу, не зарегистрировано в установленном порядке... Оно не подлежит приватизации до осуществления его государственной регистрации». Мол, все решится, как только получат разъяснения о порядке оплаты этой услуги.


Знаки препинания


Остается «войти в режим ожидания»? Консультант управления жилищного хозяйства Министерства жилищно–коммунального хозяйства Константин Куликов видит ситуацию совершенно иначе: «Письмо, направленное министерством в адрес облисполкомов, не создает никаких препятствий в проведении приватизации! По сути, оно лишь напоминает об исчерпывающих мерах в завершении государственной регистрации объектов недвижимости, включая жилые помещения».


По словам Константина Викторовича, решиться этот вопрос должен был давно и благополучно. Так, согласно постановлению Совета Министров от 20.06.2009 г. № 800 установлено: госорганизации, у которых капитальные строения, незавершенные законсервированные строения и изолированные помещения находятся в хозяйственном ведении или оперативном управлении, обязаны до 1 января 2014 года получить документы о государственной регистрации такого имущества. Источник же средств на процедуру определяется местным распорядительным или исполнительным органом, либо государственной организацией, у которой изолированные помещения (включая жилые помещения) находятся в ведении или управлении. Кстати, аналогичная норма была установлена еще Указом Президента № 9 от 4.01.1996 года.


Вывод? Людям не вправе отказывать в приватизации, когда отсутствует регистрация прав собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления, безвозмездного пользования на жилые помещения. Более того, заместитель министра жилищно–коммунального хозяйства Геннадий Трубило предлагает, чтобы такое право оформлялось одновременно с принятием заявления на приватизацию жилья. Что ж, с пунктуацией определились однозначно и четко: «Приватизировать, нельзя отказать». Жаль только, что инстанции в хитросплетении законов не могут разобраться друг с другом, а крайним получается квартиросъемщик.

 

Советская Белоруссия №196 (24333). Четверг, 17 октября 2013 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter