Батареи просят тепла

Конец декабря оказался суровым.
Конец декабря оказался суровым. Среднесуточная температура оказалась на 9 градусов ниже прошлогодней. Испытание для жилищно-коммунального хозяйства, что и говорить, - серьезное. Итог - перебои в работе ведомственных котельных. За этой эмоционально нейтральной фразой, между прочим, - деревни, оставленные без центрального отопления и спасающиеся от замерзания самодельными печками - "буржуйками" да жалобами во все инстанции.

Увы, в городах ситуация не лучше.

Как сообщили в концерне "Белэнерго", сейчас вся энергосистема работает в "режиме лимитированных поставок газа". Вместо необходимых 35 - 36 миллионов кубометров ТЭЦ получает от российского "Газпрома" всего 29,2 миллиона. Явление это для Беларуси отнюдь не новое. Собственно, как и причина - неплатежи. На сегодняшний день концерн "Белтопгаз", например, задолжал главному импортеру газа "Белтрансгазу" порядка 400 миллионов долларов. Текущее потребление топлива им в нынешнем году было оплачено только на 90 процентов, а в ноябре и того меньше.

В пик холодов ограничения в поставках газа не касаются только населения, объектов жизнеобеспечения и так называемой технологической брони. Все остальные сидят на голодном пайке, в том числе и концерн "Белэнерго". По идее, недостаток газа в мороз энергетики должны компенсировать другими видами топлива. Однако на деле все несколько иначе. Как сообщил заместитель начальника управления эксплуатации электростанций и тепловых сетей концерна Сергей Арабей, ТЭЦ были вынуждены снижать температуру в сети. Причина проста и банальна - мазут газу слишком неадекватная замена. Он в несколько раз дороже, и купить его в долг уж никак не получится. Свободных денег в энергосистеме - раз-два и обчелся. Разве что кредиты? Но о каких кредитах может идти речь, если за 26 дней декабря долги потребителей за тепловую и электрическую энергию выросли более чем на 100 миллиардов рублей и почти приблизились к 700 миллиардам? Словом, финансовых возможностей "Белэнерго" хватает только на то, чтобы... сохранять дружеские отношения с РАО ЕЭС, более-менее своевременно оплачивая поставки электроэнергии.

Итак, снижение температуры теплоносителя - это данность, изменить которую в одночасье практически невозможно. Однако жалоб населения на полуостывшие батареи могло быть куда меньше, если бы коммунальные службы рационально распределяли дорогое тепло. Кстати, читательская почта говорит как раз об обратном. Например, инвалид I группы Владимир Емельянов из Пинска, жалуясь на холод в его квартире на первом этаже, сетует, что уже на третьем этаже того же дома соседи чуть ли не открывают форточки от жары. О том же написали нам жители с Козыревской улицы в Минске. Их дом N 31 мерзнет, а соседний, N 29, - "парится"...

А впереди еще весь январь и февраль. Синоптики теплым прогнозом не радуют. Впрочем, как и экономисты...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter