Барахолка на колесах. Пригородные электрички все больше напоминают восточный базар

Не успел электропоезд тронуться, как над ухом неожиданно что есть мочи заорал парень с рюкзаком.
Не успел электропоезд тронуться, как над ухом неожиданно что есть мочи заорал парень с рюкзаком. Нет, громогласного пассажира не грабили и не раздевали - просто он оказался продавцом газет. Выкрикнув названия СМИ и основные темы предлагаемых номеров, коробейник двинулся по вагону. "Началось", - раздраженно пробурчала бабка-дачница. И не ошиблась. Не успели захлопнуться двери за разносчиком газет, как на пороге появился еще один голосистый продавец, но уже каких-то страшно дешевых и жутко необходимых клеенок. Пришлось выслушать и его зычный монолог. Потом по вагону прошлись реализаторы мороженого, любовных романов, мудреных хозяйственных приспособлений и в довершение явились цыгане. Они уже ничего не продавали, а сразу же затянули душераздирающую лирическую песню. Их 5-летний представитель тем временем собирал по вагону денежки. Дорога на дачу никому скучной не показалась...

Конечно, отправляясь на лоно природы, многие пассажиры пригородных поездов не прочь приобрести что-либо в пути. Однако удовлетворяют этот спрос зачастую личности, прямо скажем, весьма сомнительные. Как сообщили в Минском отделении Белорусской железной дороги, официальные разрешения на торговлю в электричках выдаются только продавцам книг, газет и прочей печатной продукции. Такое право на ближайший квартал получили сотрудники некоторых коммерческих газет и индивидуальные предприниматели общим числом не более 50. А как же остальные коробейники? Похоже, как революционеры в свое время, они находятся на нелегальном положении. Где берут сверхдешевый товар, платят ли какие-либо налоги - об этом никто добровольно распространяться не спешит.

В России, помимо пригородных поездов, сомнительные торговцы уже перебросились, например, на линии Московского метро. Их "дважды китайский" товар (ручки, батарейки, фонарики) приобретается у оптовиков настолько дешево, что позволяет держать невероятно низкими и розничные цены. Правда, эти батарейки садятся через полчаса, ручки отказываются писать через 3 минуты - в общем, полное барахло. Но выясняется это уже потом. И где искать продавцов, скачущих из вагона в вагон, как кузнечики? Налицо серьезный канал сбыта продукции либо ворованной, либо произведенной явно в подполье, на какой-нибудь новоявленной Малой Арнаутской. Естественно, что издержки "теневиков" минимальны, чего, очевидно, не скажешь об их доходах.

Кстати, демпинговые цены являются обязательным условием успешного бизнеса в пригородных электричках. Более или менее состоятельная публика катит за город на своих БМВ и "Жигулях", а железнодорожные вагоны заполняют пенсионеры и молодежь. Не может не удивлять, например, стоимость книг, которые предлагают под стук колес в окрестностях белорусской столицы: детективы и фантастику в ярких твердых обложках коробейники отдают за 700 - 1.000 рублей при цене на городских лотках минимум 1.500 - 2.000 рублей. Примерно такого же порядка и все остальные расценки. Так и хочется спросить: откуда дровишки?..

Легко заметить, что борьба с подобными "коммерсантами" ведется ни шатко ни валко. В принципе, их "отловом" призваны заниматься контрольно-ревизионная служба БЖД и транспортная милиция. Но, как показывает практика, при обнаружении в электропоезде неформального торговца контролеры чаще всего просто высаживают его на ближайшей станции. Где тот и отдыхает в ожидании следующего состава, чтобы с новыми силами приступить к "ударному" труду. Не забуду картину, достойную названия "Глас вопиющего в пустыне": одна из пассажирок (оказавшаяся сотрудником налоговой инспекции) прямо в вагоне сцепилась с продавщицей мороженого. Все требовала у коробейницы какое-то разрешение, чем немало потешила публику. В конце концов буря страстей улеглась и несолоно хлебавши бдительная налоговичка отпустила нарушительницу. Иного исхода и быть не могло, ведь по закону задержать гражданина имеет право только наряд милиции.

Неужели всю эту "барахолку на колесах" никак нельзя привести к некоему цивилизованному виду? Руководство БЖД как-то пыталось изучить вопрос о расширении ассортимента товаров, предлагаемых в электричках, но столкнулось с таким ворохом проблем и ограничений, что дело само собой заглохло. Сразу выяснилось, что если делать все официально, то овчинка выделки не стоит. Но свято место, как известно, пусто не бывает. Вот и наводняют электропоезда неизвестно кто, торгующие неизвестно чем. Судя по обилию таких продавцов, их бизнес идет в гору...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter