Какая баня нужна городу?

Баня под номером 1

Какая баня нужна городу
Старичок долго стоял перед запертой дверью, на которой висело объявление: «Баня закрыта по техническим причинам». Такое с баней № 1 на минской улице Б.Хмельницкого случалось и прежде, в период отключения горячей воды. Судя по тому, что клиент пришел с сумкой и веником, он не знал, что заведение не работает уже пятый месяц. Возможно, раздумывал, куда направиться. Или гадал: когда откроется? Объявление об этом умалчивало...

До ближайшей сауны ему идти метров триста. Но пожилой человек явно не ее клиент — туда ходят обычно дружескими компаниями. Подобных заведений в Минске за последние годы появилось великое множество, разного стиля и комфорта, на любой кошелек, в подвалах административных и жилых зданий, в старых и вновь построенных сооружениях... Бизнес, судя по всему, прибыльный. Любая компания легко найдет другую сауну, если привычная закроется. Проблемы нет.

Но закрытие на неопределенный срок бани № 1 озаботило многих. Заведение знаменитое. Как свидетельствуют хроники, в 1948 году в городе работало пять бань на 645 мест. Очереди на помывку минчане ожидали по нескольку дней. Парилок вовсе не было.

После войны, когда немало горожан жили без воды, власти стали целенаправленно строить бани. Первой в 1954 году появилась именно эта, на улице Б.Хмельницкого. Она имела двести помывочных мест и считалась большой. Позже построили в Петровском переулке (сейчас улица М.Танка), на Украинской, Фабричной, Кабушкина...

Общественная баня — это не частная сауна, это особый феномен. В «первой» до самого последнего времени можно было встретить и знакомого, которого сто лет не видел, и серьезного руководителя, и бизнесмена, и... бродягу. Знал я такого, приходившего со всеми своими пожитками в двух сумках. Выглядел бледно, но в бане преображался (тем более что имел атлетическую фигуру) и профессионально парил респектабельную публику. В бане все равны!

Когда–то она работала с 8 утра. Сюда, будучи студентом, я направлялся после бессонной ночи, зато на экзамене был как огурчик: свеж, бодр, уверен в себе. У каждого своя ностальгия.

Два года назад в парильном отделении случился пожар. Ущерб был небольшим. Причину закрытия мне объяснил исполняющий обязанности директора УП «Городские бани» Владимир Гусев. Ввиду сложных условий эксплуатации (высокая влажность, перепад температур...) капремонт в банях положен раз в 15 лет. Баня № 1 не знала его с момента открытия. В аварийное состояние пришла кровля — это констатировали специалисты ЦНИИТУ. Денег на ремонт нет. МЧС предписало: закрыть.

Если бы сейчас баня работала, цена билета расстроила бы пожилого и небогатого клиента. Как известно, недавно Совет Министров изменил перечень социально значимых товаров и услуг, цены на которые регулирует государство. Проще говоря, отменил дотации, которые только в Гомельской области достигали 6 млрд рублей. Банные услуги вздорожали кратно, и «СБ» на это уже реагировала («Тариф на банный лист», 10 февраля).

Не оспариваю решение и только сравниваю — с такой же примерно баней старой постройки в крупном российском городе, которую тоже посещал. Тоже имеет номер 1, расположена в центре, на улице Ленина. И цена билета такая же: 245 рублей — это практически наши 75 тысяч. Да, в России «дикий капитализм», многое из его практики нам никак не подходит. Но что нам придется перенимать от этой модели (российской ли, немецкой или иной), так это привычку трудиться с большим (ударение на первом слоге) напряжением. Производительность повышать.

Та баня действует... круглосуточно. Наши общественные бани почему–то открываются в полдень и работают три–четыре дня в неделю. Там управляется один парень: моет полы, принимает одежду, выдает аксессуары и подает чай разных сортов.

Вспоминаю баню № 1. Покупаешь у кассира билет. Отдаешь его контролеру. Она билет надрывает и ничем другим больше не занимается! Cидят рядом. С ними часто беседует, опершись на стойку, третья работница. Уборщица, администратор? Почему без дела, беседой время убивает? Гардеробщица — нужна? А ведь есть еще и администрация: директор, бухгалтер, кто–то еще. Зачем два работника в мужском отделении, которые обычно сидят в каморке, изредка протирая пол и выдавая простыню?

Логика, надеюсь, понятна. Проблема не только бань касается. Если сократить лишних работников, оптимизировать труд оставшихся, сэкономить на зарплатах, то, глядишь, и убытки были бы меньше, и цены не пришлось бы повышать кратно. Или штатное расписание тоже не менялось с 1954 года? Упрощаю, конечно: в цену билета входит и горячая вода, и электроэнергия... Но ведь эти затраты тоже можно и нужно оптимизировать!

Баня № 1 вполне типична своим архаизмом. Немногим лучше выглядит 8–я, на улице В.Хоружей, хотя аварийной не признана. Через пару лет потребует капремонта знаменитая «Лазня» на улице З.Бядули: последний был в 2004–м.

Владимир Гусев уверен, что общественные бани должны сохраниться. В каждом районе хотя бы по одной, которой горожане могли бы не стыдиться, а гордиться. По его наблюдениям, ситуация меняется. В общественные бани сейчас ходят не только люди пожилые и небогатые, но и молодежь — за здоровьем. Чтобы они для всех были удобны, комфортны и доступны, желательно принять специальную программу.

Что до перспектив бани № 1, то вариант один: Мингорисполком ищет деньги на ее реконструкцию, обещал найти. «Уже есть эскизный проект. Мы хотим сделать достойный образец, чтобы это был подарок для людей, чтобы горожане могли им гордиться», — заверил Владимир Гусев. Осталось пожелать, чтобы случилось это поскорее и чтобы объект остался всенародно доступным, каким всегда была общественная баня.

ponomarev@sb.by

Советская Белоруссия № 78 (24960). Среда, 27 апреля 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter