Как выживают бани без дотаций

Банный комплекс

С начала года услуги общественных бань и душевых исключены из перечня социально значимых. И вот уже более полугода местные исполкомы не имеют права раздавать субсидии банным комплексам и расходовать на это налоги. Любопытны последствия...



«Помогите остановить рост цен на посещение бань и их закрытие. Была у нас давным–давно баня по переулку Банному. К несчастью, в прошлом году там стена обрушилась. Так и стоит. В сауне № 4 бассейн из–за экономии воды не наполняют, а недавно и вовсе закрыли ее на лето. Во все времена государство заботилось о здоровье нации, а ведь парятся в бане для бодрости тела и духа. Раньше в наши городские бани приезжали из близлежащих деревень, семьями, больные лечили суставы. А что теперь? Полупусты...» — такое письмо пришло в «СБ» с 25 подписями, собранными жителем деревни Сашали В.Елисеенковым прямо в бане № 2 Молодечно. Послание на эту тему уже не первое, так что едем в командировку.

В 95–тысячном Молодечно, как выясняется из статистики, имеются 4 коммунальные бани на 216 помывочных мест. Это хоть и ниже принятых в стране социальных стандартов — 3,1 места на 1.000 населения, но не критично, почти 2,8 «тазика» на каждую тысячу жителей. Особенно если учесть, что в городе лишь десятая часть жилплощади не оборудована горячей водой. У большинства горожан возможность принять душ имеется. Но баня — место особенное, туда ведь ходят не просто помыться. Встретивший нас начальник банного хозяйства МГКУП «Коммунальник» Михаил Ивашкевич не уставал нахваливать местные парилки, которые топит дровами, на речных камнях и до 120 градусов, хотя норма — 85. Но все по желанию клиентов, которые, к сожалению, рвение местных банщиков не очень–то ценят. Зимой общественные заведения заполнены на 35%, сейчас и того меньше — на 28,5%. Отсюда экономика аховая, другое слово трудно подобрать.


Михаил Ивашкевич не устает нахваливать местные парилки


В минувшем году, когда городской бюджет дотировал бани, билет туда стоил 3,5 деноминированных рубля, лишь в начале декабря подорожал на 35 копеек. А после цена менялась уже трижды: 5,5 рубля надо было отдать за одно посещение в феврале, 7,5 — в апреле и с 20 мая облисполком установил предельную стоимость — 6,5 рубля. Инвалидам I и II групп и пенсионерам скидка до 6 руб. Детям до 6 лет вход бесплатный. С 11.00 до 15.00 в выходные — 4,55. Оптом (от 8 посещений) — минус 15% от цены.

Однако стремительный, почти 100–процентный рост цен на окупаемость повлиял мало. Потратив за полугодие на содержание бань почти 276 тысяч новых рублей, местный «Коммунальник» заработал всего 122 тысячи. Несложно подсчитать: рентабельность банного дела в Молодечно — минус 55,8%. Банкротство в чистом виде. Лето обещает быть еще более провальным. Народ массово разъезжается по огородам. Тут уж не до бани. К тому же у многих свои на дачах построены. И если себестоимость обслуживания одного посетителя в I квартале была примерно 10,9 рубля, то на 1 июля — уже 11,7 рубля. Эту арифметику главный экономист МГКУП «Коммунальник» Галина Сорока объясняет просто: «Посетителей стало меньше, а затраты не сократились». Но повышать цены в банном хозяйстве сейчас никак невозможно. Пытаясь таким, самым простым, как казалось бы, образом снизить убытки, можно их только нарастить. Поскольку общественная баня нынче перестала быть предметом первой необходимости, на который деньги люди готовы тратить независимо от стоимости. Беглый экспресс–опрос, проведенный нами возле трех бань, это подтвердил. Каждый второй отвечал: «В баню не хожу, есть своя». А пенсионеры не скрывали, что экономят. Некоторые сожалели, что закрылся бассейн, предприятия не покупают, как раньше, работникам абонементы из прибыли.




В Банном переулке все на замке

Более того, у коммунальных банщиков есть серьезные конкуренты. В непосредственной близости от Молодечно, в отдельных случаях просто в шаговой доступности, размножились агроусадьбы. Их около десятка, в каждой есть баня или сауна. Евроремонт, комнаты отдыха с деревянной мебелью, бассейны с подогревом, тренажерные залы, бильярды и шашлычницы с кухонной утварью. А цена — около 7 рублей в час, если приезжаете вдвоем, и по 4 рубля возьмут с компании на 20 человек. И в отличие от «Коммунальника» баню вам лично хозяева растопят за 40 минут в любое время дня и ночи. По записи и по факту прибытия. Городские общественные бани Молодечно работают преимущественно в субботу–воскресенье с 8.00 до 20.00 и еще полдня в пятницу. На дверях одной обескуражило объявление: «Продажа билетов за 20 минут до начала сеанса». То есть утром на вечер не купишь? Прямо советским сервисом повеяло. И интерьеры тут мало менялись с советских времен. Хотя чистенько. И налоги, трудо– и энергозатраты у двух параллельно работающих секторов также несопоставимы. Вот факт для размышления: на каждого посетителя коммунальной бани расходуется в среднем полкуба воды. А норма расхода воды в квартирах — 4 куба горячей и холодной в месяц. Сопоставьте–ка. Льют от души, нещадно. А еще почти 48% себестоимости обслуживания в коммунальных банях — это зарплата, налог с нее и накладные расходы, в том числе и на содержание административного аппарата. Какие уж тут конкурентоспособность и окупаемость...




В бане № 4 работают только парикмахерская и магазин

Да, такой бизнес просто обречен. Авторы письма в «СБ» ничуть не сгустили краски. Всего полгода свободного плавания, и вот из 4 коммунальных общественных бань 4 дня в неделю работает только одна, две — по пятницам и выходным. Социальный стандарт впору переписывать с 3,1 до 1,4 места на тысячу жителей. Но главный вопрос: что делать? Цены поднимать невозможно, закрыть бани — тоже чревато. Владельцы частных бань отнюдь не филантропы, зорко следят за коммунальными тарифами. А как не станет конкурента — сразу цены взвинтят. Вернуть дотации? Чтобы кому–нибудь что–то дать, у кто–то это обязательно придется отнять. Да и держать на подпорках банкрота — дело пустое. Сколько ни дашь — все без счета, образно говоря, пустят в пар.

Между тем молодечненские бани — это вполне неплохие здания в центре города. Большую часть времени стоят на замке и множат убытки, которые, кстати, покрываются за счет деревообработки, «Зеленстроя» и спецавтохозяйства. Но не стоит обольщаться: две прибыльные сферы из трех также финансируются из бюджета. Это тупик. Тогда вопрос: если собственнику очевидно, что использовать имущество рационально и прибыльно не получается, не лучше ли его отдать? Причем не обязательно продавать или сдавать в аренду. Покупателей и арендаторов может просто не оказаться. Можно попробовать частно–государственное партнерство, о котором много говорят, но мало кто видел в деле. Цель государства в данном случае какая? Сохранить доступными большинству населения парилки и душевые и ликвидировать убытки. А интерес бизнеса может быть в более рациональном использовании недвижимости в хорошем месте. Не стоит ли попробовать передать хотя бы одну баню в управление частнику, причем безвозмездно, но с одним условием — должна работать качественно и по назначению. А дальше внимательно смотреть — пойдет не пойдет. Граждане сами подскажут. Иначе судьба этих бань почти предрешена: влачить существование до печального исхода.


Баня № 2 - самая посещаемая

Пока же вместо поиска нестандартных решений «Коммунальник» начинает проектно–изыскательские работы по реконструкции развалившейся бани 1946 года рождения по Банному переулку. Спрашивается, зачем? Год назад по просьбам населения уже перестроили заново 22–местную баню в городском поселке Радошковичи, потратили 3,246 млрд неденоминированных рублей. Из 5.789 местных жителей в баню ходят 55 человек, меньше 1%. Себестоимость обслуживания 15,4 рубля при цене билета 6,5 рубля...

aelita@sb.by

Советская Белоруссия № 149 (25031). Пятница, 5 августа 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter