С 2006 года с помощью специальной государственной программы правительство пытается привить «пластиковую цивилизацию». За это время банки Беларуси эмитировали 7,7 миллиона карточек (в 2006 году было 3,35 миллиона), установили 2748 банкоматов, 3071 инфокиоск. Оснастили 13 316 организаций торговли 21 689 платежными терминалами, позволяющими оплачивать с помощью пластиковых карточек.
По мнению заместителя премьер-министра Беларуси Андрея Кобякова, в сравнении с соседними странами прогресс налицо. Доля безналичной оплаты в общей сумме операций с карточками достигла 11,4 %. Для сравнения, в России этот показатель ниже —9,2 %, а в Украине и вовсе 5,2 %. Лучше нас на одну десятую процента Казахстан, но он проигрывает по количеству безналичных операций в общем объеме операций с «пластиком». Другими словами, белорусы чаще рассчитываются с помощью карточки, чем казахи, за менее дорогостоящие покупки.
Стоит отметить, что, принимая программу, правительство рассчитывало довести показатель безналичных платежей до 30 %. Пока на этом пути слишком много препон. Одна из них чисто экономическая. Например, в 2006 году операции с карточкой были невыгодны, поскольку услуги инкассатора, который забирает из магазина наличность, оказались дешевле, чем эквайринг (цифровая инкассация). 0,3—0,5 % против 2,5 % — неудивительно, что магазины неохотно шли на операции с «пластиком». Заставить частника выполнять некие показатели роста, как предлагают в Нацбанке, невозможно. Но и перекладывать экономические санкции на магазины было бы неверно. По словам министра торговли Валентина Чеканова, рентабельность торговых точек в нынешнем году снизилась до 1,8 %.
— Инкассация должна быть на 20 % дороже, но увлекаться не нужно, такая ситуация может быть характерна для города, но не для села, — считает Андрей Кобяков. — Тогда торговля осознает выгоду от пластиковых карточек.
Примеры удачных маркетинговых ходов по вовлечению в безналичные платежи привел и премьер-министр Беларуси Сергей Сидорский, предложив активнее внедрять накопительные скидки и прочие бонусные предложения.