Рассуждения о пьесах Островского

Бальзам на наши души

Сколько бы раз ни обращались к пьесам Колумба Замоскворечья о тщетных поисках Бальзаминовым счастья, каждый раз смешно...
Как писал классик французского детектива Жорж Сименон: даже если вы спали на неправильном боку, важно встать с правильной ноги. Что всегда и делал герой пьес Александра Островского мелкий чиновник Миша Бальзаминов, твердо уверовав в свою счастливую звезду. И что бы ему ни приснилось, все он, неисправимый фантазер и оптимист, толковал в свою пользу.


Сколько бы раз ни обращались к пьесам Колумба Замоскворечья о тщетных поисках Бальзаминовым счастья, каждый раз смешно. Нет–нет да и выцепит ухо новую фразу, словечко, пышный, как клуб пара над самоваром, оборот. Помню праздный вагонный спор театралов: почему у Островского столько разговоров про деньги, облигации и закладные, а у Чехова нет? Помилуйте, взмолился я, как же нет? А «Вишневый сад» разве не про деньги? Не выгоды ли и роскоши хотела добиться героиня рассказа «Анна на шее»? А Чимша–Гималайский? Не усадьбы ли с кустами «Крыжовника» хотел? Так что у Чехова тоже про материальную сторону жизни — будь здоров. Куда же без нее.


Потому и переживают пьесы Островского сегодня бум, что все дрязги, поиски богатых женихов и невест, зависимость людей просветленных от богатых выписаны у него почти в репортажном стиле — понятно, подробно, без экивоков.


В Минске появился новый Бальзаминов: в Современном художественном театре, похожем на маленький швейцарский заводик, который работает без перебоев, выпустили спектакль «Женюсь на обеих». В убедительной постановке известного педагога, доцента кафедры театрального творчества Белорусского государственного университета, между прочим, культуры и искусств Зинаиды Пасютиной.


Те, кто знает Зинаиду Михайловну, подтвердят: она сама как будто сошла со страниц пьес Островского. Белокурая, прогрессивная, неспешная. Этакая помещица Мавра Тарасовна Барабошева из пьесы «Правда — хорошо, а счастье — лучше»: с богатым внутренним миром, крепким духовным стержнем, зрит в корень, за словом в карман не лезет, дуракам спуску не дает. И вам в глаза скажет все, что о вас думает. Кроме очевидных успехов на преподавательской ниве, Зинаида Пасютина много играла в картинах Дмитрия Астрахана («Зал ожидания», «Алхимики», «На свете живут добрые и хорошие люди»), Валерия Тодоровского («Любовник»), Александра Ефремова («Покушение», «Немец»). И стала их украшением. Камера любит сочную жизнеутверждающую фактуру Зинаиды Пасютиной. Она, как кустодиевская красавица, всегда к месту. Пока какой–нибудь киногерой–неврастеник мечется по кадру, нервно курит, изображает мысль на лице, Зинаида Михайловна, как Альфред Хичкок, идеально перемещается из точки А в точку В, точно давая понять, кто в данном кадре главный. Глядя на ее работы в кино, понимаешь, прав был Эльдар Рязанов, когда сказал: не бывает маленьких ролей, бывают маленькие актеры. Конечно, хотелось бы, чтобы было по–другому: больше ролей и эффектных проектов. Но многие коллеги Зинаиды Михайловны из театрального и преподавательского цеха лишены и такой возможности — выйти на съемочную площадку у заезжих звезд режиссуры.


В спектакле «Женюсь на обеих» проглядывается сама личность режиссера. Островского Зинаида Пасютина ставит легко и добродушно. На сцене — живой музыкальный ансамбль — новый тренд, дань нынешней театральной моде: происходящее на сцене может быть какой угодно «мертвечиной», а вот музыка обязательно живая.


Пока критики ломают поседевшие головы, почему театральная режиссура плавно стала женской профессией, представительницы прекрасного пола ставят вполне зрительские, добротные спектакли.


Сам удивлялся: день будний, а зал СХТ полон. Магия имени Пасютиной? Или Островского? Вполне возможно, и то и другое. И, конечно, желание скоротать вечерок в приятной компании. Хочется неподдельных эмоций. А пьесы Островского — настоящие сериалы XIX века: есть тут и красавицы, и злодеи, и нищие идеалисты, а порок и бездарность здесь ставят коленками на горох. «И поделом!» — покидает довольный зритель театральный зал. Помню, как удачно пошутил однажды Константин Райкин, сказав, что все успешные сценаристы Голливуда выросли из халата Островского.

Добрый зритель в 9–м ряду.


Советская Белоруссия №166 (24547). Вторник, 2 сентября 2014.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter