Баллы после бала

Наступило лето абитуриентское: начался прием документов на дневные отделения большинства академий, университетов, институтов страны.
Наступило лето абитуриентское: начался прием документов на дневные отделения большинства академий, университетов, институтов страны. Вообще же двери альма-матер различного уровня распахнуты широко демократично, что доказывает сопоставление двух цифр. В 2001 году у нас среднюю школу заканчивают 95,5 тысячи ребят. Вузы и средние специальные учебные заведения готовы принять 120 - 125 тысяч человек. Реальный шанс продолжить образование имеют все того желающие юные граждане.

Накануне экзаменационной страды на вопросы корреспондента "СБ" ответил заместитель министра образования Петр КУХАРЧИК.

- Петр Дмитриевич, не знаю, как вы, а лично я и более четверти века спустя живо помню, какой ужас эти вступительные экзамены: сколько страхов, какое напряжение, сколько стрессов, а также нервных срывов! И долгие годы после это оставалось так мучительно. Теперь постепенно осваивается тестирование... Как взволнованные абитуриенты и жутко все переживающие родители относятся к новой форме измерения интеллекта?

- По "горячему телефону" министерства вопросы на эту тему так и сыпались. По всему видно, что дилемма "или экзамен - или тестирование" запала в общественное сознание и крайне интересует тысячи семей, где есть или подрастают будущие абитуриенты.

В 2001 году в 9 региональных центрах централизованное тестирование прошли примерно 16 тысяч юношей и девушек, причем и по двум, и по четырем предметам (языки русский и белорусский, физика и математика). Я к тому это сообщаю, чтобы на фактах показать: мы это направление развиваем год от года активнее и масштабнее. Более 300 школьников, в основном из лицейских и специализированных классов, Минска прошли Интернет-испытание "Телетестинг", причем по программе центра довузовской подготовки МГУ. Наши абитуриенты показали результаты чуть выше среднероссийских: на "4" и "5" виртуальный аналог экзамена сдали около 80 процентов от числа участников. Результаты могут и будут учитываться как вступительные экзамены в ряде вузов республики.

Кроме того, в текущем году возникла первая отечественная практика зачета результатов централизованного тестирования вместо выпускных экзаменов, по желанию выпускника. Я считаю, что на сегодняшний день это наиболее прогрессивный и объективный метод оценки знаний.

- Года три тому назад довелось мне утирать слезы девушке, которая пришла в редакцию со своим горем: поступала она в университет, за содержание сочинения получила "5", а за грамотность - губительный "трояк": ей за ошибки посчитали особенность почерка - разрывы между буквами в словах... Формальный казус, случайная нелепость, чрезмерное волнение - и малейшая на бумаге погрешность ставит крест на обоснованных надеждах. Есть вопрос, что предпочтительнее: экзамен письменный - экзамен устный?

- Есть, и вопрос тоже диалектический и далеко не однозначный. И он всего лишь один из многих: как сдавать, что сдавать, куда сдавать, кому сдавать... Белорусский и русский язык и литературу и в этот раз - письменно, по централизованным заданиям, в фиксированные дни, установленные Министерством образования. Ведь грамотным считается человек, умеющий писать, верно? Если конкурс на специальность в прошлом году превысил 2,7 человека на место (это был средний по республике) - сейчас придется держать письменный экзамен. Да, быть может, это сложнее, но, думаю, оправданно: раз здесь конкуренция выше - запасайся железной выдержкой. В принципе письменный экзамен более объективен, чем устный.

Впрочем, у каждого остается возможность выбрать иную специальность, где испытание проводится устно. Сегодня вообще многое возможно, что было невозможно раньше: подать, например, документы в 2 или 3 вуза сразу. То есть выбор "поступательной стратегии" для абитуриента усложняется, зато у него куда больше возможностей просто обойти тот вуз, где он рискует, образно говоря, споткнуться на запятой, вроде той, которая играет роковую роль в знаменитой фразе "Казнить нельзя помиловать".

- Из уст еще одной как бы "жертвы" знаю другую историю. Компьютерный юноша нацелился в гимназию, пришел подавать документы и увидел: почти все места "забронированы" за льготниками. Там и сельчане, и чернобыльцы, и сироты, и отличники, и "олимпийцы" - короче, на свободный конкурс оставалось буквально несколько мест. "И это - конкуренция?" - воскликнул юный продвинутый "юзер"...

- Частично разделю его иронию, но только частично. Хорошо, что ему повезло с мамой и папой, наверняка это они материально обеспечили его продвинутость. А сирота интернатский, которому судьба поскупилась дать равные возможности для развития в детстве, в школе? Нет, мы не вправе забывать о социальном аспекте: это вопрос справедливости, как его народ понимает, как трактует государство.

Но есть, есть еще и та правда, что льготы в части доступа к среднему и высшему образованию нам следует проревизовать, систематизировать, гармонизировать. Не должны всяческие поблажки "зашкаливать" за соображения здравого смысла. Кстати, в ряду задач, которые имеет в виду госкомиссия по контролю за экзаменами, поставлена и эта: в ходе нынешней кампании подвергнуть все "вступительные преференции" самому взыскательному анализу, высветить имеющиеся перекосы, выйти на обобщения и весомые предложения по нормализации положения.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter