Гастроли Театра балета Бориса Эйфмана проходят в Минске на сцене Большого театра

Балет как исповедь

Каждый новый балет Бориса Эйфмана — это поиск идеала. Поиск изнурительный, долгий и прекрасный. Порой мы не узнаем в балетах мастера героев из произведений русской классики, которая всегда является прочным фундаментом его причудливого мира. Но за каждым жестом и движением его солистов, располагающими к самым разным ассоциациям, мы чувствуем не только хладнокровную игру интеллекта, но и сострадание к человеку.


С 28 по 31 марта на сцене Большого театра Беларуси снова проходят гастроли знаменитого Санкт‑Петербургского государственного академического театра балета Бориса Эйфмана. В программе две постановки: «Чайка. Балетная история» на музыку Сергея Рахманинова и Александра Ситковецкого и балет «Евгений Онегин» на музыку Петра Чайковского и Александра Ситковецкого.

Санкт‑Петербургский государственный академический театр балета Бориса Эйфмана хорошо знаком белорусскому зрителю. В 2010 году мы увидели первую постановку Эйфмана по пьесе Антона Чехова «Чайка» и «Анну Каренину». В 2015‑м на сцене Большого коллектив показывал балет «Роден», в 2016‑м привозил в Минск драматическую историю «Красная Жизель», а в июне 2022‑го — «Эффект Пигмалиона».

По мнению генерального директора Большого театра Екатерины Дуловой, это большое событие и в жизни театра, и в жизни страны, хороший повод рассмотреть новые грани балетов Эйфмана:

— Сегодня мы можем говорить о новом этапе общения с труппой Бориса Яковлевича, который точно выполняет все наши договоренности. Встречаясь недавно на Санкт‑Петербургском международном культурном форуме, мы говорили предметно о предстоящих гастролях.
Театр Эйфмана — это театр специфической авторской хореографии, очень востребованной у нашей аудитории. Он показывает новые динамичные пути развития хореографического искусства. Наша балетная школа во многом связана с Санкт‑Петербургом. Важно, чтобы наша молодежь видела, что рядом с фундаментальным классическим балетом сегодня существует и яркое новаторство.
— Театр Эйфмана — самобытное явление в мире балета, — считает и главный балетмейстер Большого театра Беларуси Игорь Колб. — В нем с успехом работают мои ученики. Мне нравится, как Борис Яковлевич мыслит, как использует тела танцовщиков. Не каждому хореографу удается слепить собственных артистов.

Ведущая солистка Санкт‑Петербургского государственного академического театра балета Бориса Эйфмана наша землячка Любовь Андреева некогда три года отработала в Большом театре Беларуси и хорошо знает, что стоит за кропотливым трудом хореографа. Андреева сама работала в качестве балетмейстера в спектакле «Двенадцатая ночь» Национального академического драматического театра имени М. Горького, продолжает эту деятельность в российском телевизионном проекте «Большой балет». Нередко выступает ассистентом у Эйфмана, это знание изнанки — лишний повод восхититься силой воли и настойчивостью большого таланта.

— Сколько ступеней должен пройти хореограф, прежде чем воплотит свой замысел! — поделилась Андреева. — Найти музыку, утвердить костюмы и декорации, убедить артистов, что танцевать надо именно так… Это безумно тяжело.

Кстати, по словам заместителя начальника отдела гастрольных программ «Росконцерта» Юлии Зайцевой, в ближайшее время будут рассмотрены заявки для участия в гастрольно‑концертном плане от театров Могилева, Бреста и Молодечно, а столичный театр имени М. Горького является участником зарубежного направления программы «Большие гастроли» уже много лет. Значит, впереди новые встречи и впечатления!
Сейчас Борис Эйфман готовит новую премьеру — балет «Преступление и наказание».
pepel@sb.by

Фото предоставлены Театром Бориса Эйфмана.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter