Календарь религиозных праздников и традиций на 15-21 сентября

«Багач пад паветачкай»

Календарь религиозных праздников и традиций на 15-21 сентября.

21 сентября — в православной церкви Рождество Пресвятой Богородицы.



Даже традиционно хмурая осень временами радует теплом, солнышком, ясными погожими днями. Особенно яркий период — бабье лето: с летающей, сверкающей на солнце паутинкой, с облачками мельчайшей мошкары, про которую в народе говорят: «камары мак таўкуць» (что, кстати, всегда к теплу). Такое непродолжительное возвращение тепла называли бабьим летом еще и потому, что наступала пора, когда сельские женщины–труженицы могли хоть немного разогнуть спину и заняться нетяжелой работой, сидя где–нибудь «пад паветачкай» на солнышке: лущить и перебирать фасоль, отдельно белую и пеструю; плести тугие косички чеснока и золотые вязанки лука, в прежние времена украшавшие все кухни и выполнявшие также важную функцию санации; обрезать ботву у репы, брюквы, турнепса, редьки, которые когда–то, до прихода картофеля, занимали очень важное место в огородничестве и которые мы стали незаслуженно забывать.


На предстоящей неделе отмечается несколько «сцiплых прысвяткаў». 18 сентября — день пророка Захарии и праведной Елисаветы, родителей Иоанна Предтечи. Во время массовой резни младенцев, совершаемой по приказу царя Ирода в поисках Иисуса Христа, они скрывали своего сына, за что впоследствии Захарию казнили.


19 сентября — день памяти о чуде, сотворенном архистратигом Михаилом: ударом жезла он образовал в горе широкую расщелину и отвел бурлящий поток от Божьего храма. Чтобы достойно почтить это событие и по аналогии с ним, на Могилевщине прекращали молотьбу и разжигание огня в гумне, чтобы не накликать страшную бурю или пожар, который невозможно потушить. Старались также не работать в поле, но если кто не знал о «прысвятке» и все–таки сеял хлеб, то «няведанне граху не чынiць», более того — такой хлеб уродится просто чудесным — с тяжелыми колосьями, отборным зерном.


21 сентября православные верующие отмечают важный праздник — Рождество Пресвятой Богородицы. Наверное, самое большое количество православных храмов в Беларуси возведено именно в честь Девы Марии. Этот день обычно совпадает с периодом осеннего равноденствия, когда практически завершены хлопоты, связанные с выращиванием и уборкой урожая. Отмечается такое событие особым народным праздником с говорящим названием «Багач». Сам по себе «багач» — это лубок с «жытам», куда вставлена свеча. Зерно для «багача» собирали со всей деревни — каждый приносил свою горсть. В таком действии прослеживается своеобразное единство всех в общине перед хлебом. Зажженная свеча — прообраз солнца. Соединение свечи и зерна — символ благосостояния. Тут же проходил молебен, после окончания которого лубок с зерном, уже названный «багачом», в сопровождении всех жителей обносили вокруг поселения, стада домашних животных, а затем ставили в доме, где он находился до следующего «Багача».


Наблюдали и за погодными явлениями. В меру теплый и ясный день обещал такую же хорошую погоду на остаток осени. Внимательно следили за поведением животных: если те буквально рвались на выгон, чтобы вдоволь нащипаться травы, — жди скорого наступления холодов.

Советская Белоруссия №174 (24555). Пятница, 12 сентября 2014.
Фото  ОЛЬГИ  ПАК, «СБ».

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter